Комплексное логопедическое занятие "Зимние радости".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Галимова (Захарова) Марина Сергеевна

Комплексное логопедическое занятие "Зимние радости" для старшей, подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_logopedicheskoe_zanyatie_zimnie_radosti.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного логопедического занятия

по развитию речи на тему «Зимние радости».

Цель: актуализировать знания детей и развивать речь по теме «Зимние забавы. Зимние виды спорта».

Задачи:

  • Образовательные: 

        - уточнять и расширять активный словарь по теме;

        - развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов, навыки чтения;

        - развивать связную речь дошкольников в процессе диалога с педагогом и сверстниками;

        - прививать интерес к песенному творчеству.

  • Коррекционно-развивающие:

- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать навык самостоятельности и самоконтроля.

  • Воспитательные:

        - воспитывать любовь к активному зимнему отдыху, познавательный интерес к разным зимним видам спорта;

        - формировать умение решать проблемные ситуации;

        - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместной деятельности;  

        - воспитывать чувство патриотизма, гордости за достижения российских спортсменов.

Оборудование:

  • Демонстрационное: ватный ком, картонные следы, модуль «Ветерок» (снежинки, подвешенные на нитях), разрезные картинки на магнитах (для составления картины «Зимние радости»), предметные картины с изображением зимних видов спорта, видеофильм о зимних Олимпийских играх, аудиозаписи песен: «Белые снежинки» (муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферана), «Кабы не было зимы» (муз. Е.Крылатова, сл. Э.Успенского), «Мы дети твои, Россия!» (муз. В.Осошник, сл.Н.Осошник), аудиозапись звука метели.
  • Раздаточное: разрезные буквы, листы бумаги с точечным изображением наложенных букв, цветные карандаши, красные ленты, шоколадные медали, магниты с изображением талисманов будущих зимних Олимпийских игр: Зайки, Белого мишки и Леопарда.
  • Техническое: модуль «Мягкие подушки», магнитный мольберт, магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель.

   

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

        Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю всех играть! Ребята, давайте встанем в круг. Возьмитесь за руки, посмотрите своим соседям в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра. Поможет вам в этом снежный ком.

        Дети передают ватный ком по кругу со словами «Доброе утро, Ксюша!», «Доброе утро, Алеша» и т.д. Затем ком возвращается к логопеду.

Логопед: Наш круг как календарный год, в котором сменяется день за днем, месяц за месяцем, сезон за сезоном. В каждом времени года есть своя прелесть, свои развлечения и занятия. О чем мы сегодня будем беседовать, вам подскажет этот снежок. Мы поделимся нашими впечатлениями о зиме и зимних радостях.

II. Основная часть.

  1. Пальчиковая игра «Зимушка-зима».

                Дети на каждое слово загибают по одному пальцу.

                Снежная, пушистая,

                Вьюжная, искристая,

                Ясная, студеная, шумная,

                                        Веселая,

                Сказочно-красивая

                И детьми любимая.

                        Дети работают одновременно пальцами обеих рук: пальцы по очереди «здороваются» с большими пальцами.

                Можно смеяться, снегом кидаться,

                С горки кататься, тепло одеваться.

        Логопед: Ребята, скажите, какая зима?

  1. Артикуляционная гимнастика с содружественными движениями кистей рук (под ритмичную музыку).

        Дети садятся на подушки на ковер полукругом.

        Логопед: Ребята располагайтесь поудобней. Чтобы наш язычок лучше выговаривал слова, проведем для него зимнюю разминку, и наши руки будут помогать нам.

  1. Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно; пальцы рук выпрямлять вместе с языком, затем собирать в кулачки ладонями кверху (8 раз).
  2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам; пальцы рук выпрямлены, выполнять круговые движения кистями (по 3 раза в обе стороны).
  3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе; кисти рук прижаты друг к другу, пальцы рук выпрямлены, выполнять движения кистями вверх – вниз (8 раз).
  4. Сделать язычок, похожим на лопату, чтобы расчистить дорожки от снега: рот открыт, широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе; кисти рук прижаты друг к другу,
    ладони повернуты вверх (под счет до 5).
  5. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается; пальцы рук соединить «домиком», то поднимать их выше, то опускать ниже (8 раз).
  6. Руки заморозим и руки погреем: кисти рук прижаты друг к другу,
    ладони повернуты вверх, поднести ладони ко рту, кончик языка чуть виден между губами, не надувая щек, подуть на ладони. Затем потереть ладошку о ладошку, словно согревая их.
  1. Самомассаж лица.

        Логопед: Сейчас своими теплыми ладонями согреем наши лица. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы мне помогайте, движения за мной повторяйте.

        Побежим домой скорей. (Легкие постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей.)

        Не догонит нас мороз! (Постукивающие движения от носа к средней части ушей.)

        Рукавичкой посильней (Растирающие движения от середины подбородка к нижней части ушей.)

        Разотрем мы щеки, нос. (Спиралевидные движения от носа к средней части ушей.)

  1. Слушание и обсуждение песни «Белые снежинки» (муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферана).

        Логопед: Сейчас ребята споют вам песню, а вы внимательно послушайте и расскажите о чем она.

        Дети слушают аудиозапись песни (1 куплет).

        Логопед: О каком времени года поется в песне? (О зиме). Какие признаки зимы вы услышали? Что кружится с утра? (Белые снежинки кружатся…) Что выросло посреди двора? (Выросли сугробы…) Какая стала улица? (светлая) Почему? (Потому что вокруг много белого снега). Как нужно одеваться? (Одеваться нужно потеплей). Почему? (Потому что на улице холодно зимой).

        Дети слушают аудиозапись песни (2 куплет).

        Логопед: Как дети относятся к зиме? (Дети любят зиму). Что они будут лепить из снега? (Они будут лепить снежную бабу). Если на прогулке дети упадут, то стоит ли расстраиваться? (Нет.) Что можно сделать? (Можно встать, отряхнуться от снега и пойти дальше.)

5. Беседа о зимних развлечениях.

        Логопед: Какие зимние развлечения вы знаете? Чем можно заниматься зимой? (Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика, строить снежную крепость, кататься на санках, на ледянках, на коньках, на лыжах, ходить на зимнюю рыбалку).

6. Корригирующая гимнастика (развитие общей моторики и дыхательная гимнастика). (Выполнение упражнений сопровождается аудиозаписью звука метели.)

        Логопед: А сейчас покажем, какие мы ловкие и внимательные. По очереди пройдем по следам на снежной дорожке. (Дети проходят по дорожке из следов.) Молодцы! А сейчас подуем на снежинки, как будто разыгралась метель. Если очень постараться, снежинки дружно разлетятся. (Дети раздувают подвешенные на нитях снежинки.) Молодцы! А сейчас возьмите свои подушки и сядьте полукругом поближе к мольберту.

7. Исправление картины-нелепицы «Зимние радости».

        На магнитном мольберте из разрезных картинок составлена сюжетная картина-нелепица. Дети называют, что художник нарисовал неправильно и исправляют его ошибки, снимая ненужные картинки и выставляя зимние картинки, которые лежат на подносе.

8. Динамическая игра «Что нам нравится зимой?».

Что нам нравится зимой?  (Поднять плечи).

Белые полянки (Развести руки в стороны).

И на горке снеговой (Поднять руки вверх (показать «горку»)).

Лыжи или санки (Ходьба лыжника).

Что нам нравится зимой? (Поднять плечи).

Мягкие сугробы (Показать сугробы),

Чтоб копаться день–деньской  (Имитировать копание снега лопатой).

Крепость делать чтобы (Лепить снежки).

Что нам нравится зимой? (Поднять плечи).

Потеплей одеться (Имитировать одевание одежды),

В шубке тёплой меховой (Похлопать ладошками по одежде),

На морозе греться (Прыжки).

9.        Составление и чтение слова ЗИМА.

        Дети отвечают на вопросы логопеда и выкладывают на партах соответствующую букву.

  1. Какого цвета ель круглый год? (зеленая) Назвать первый звук в слове зеленая? (З’)
  2. Отгадать загадку:        

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? (Коньки.)

Назвать последний звук в слове-отгадке (И).

  1. Назвать слово, в котором заблудился звук:

Очень крепкий бороз

Щиплет щеки, щиплет нос.

Назвать правильный звук в начале найденного слова. (М)

 Выложите и назовите оставшуюся букву. (А) Прочитайте получившееся слово (ЗИМА).

10. Развитие зрительного восприятия (определение изображений наложенных букв) и звуко-буквенный анализ слова.

Логопед (показывает сюжетную картинку): Мальчик Витя катит снежный ком. Вдруг буквы слова КОМ рассыпались на снегу. Ребята, помогите Вите собрать их. Возьмите красные (для гласных звуков) и синие (для согласных твердых звуков) карандаши, найдите буквы по порядку и соедините точки на ваших снежных листочках. Какой первый звук в слове ком? (К) Найдите и обведите букву К. Какой средний звук в слове ком? (О) Найдите и обведите букву О. Найдите и обведите последнюю букву. (М) Теперь все буквы нашлись.  

11. Беседа о зимних видах спорта.

        Логопед: Знаете, ребята, когда-то взрослые спортсмены тоже любили зимние развлечения, которые потом переросли  в профессиональные занятия зимними видами спорта. Назовите, какие зимние виды спорта вы знаете, и спортсменов, которые ими занимаются?

        Логопед показывает предметные картинки с изображением зимних видов спорта, дети называют спортсменов и их занятия (хоккеист играет в хоккей, лыжник катается на лыжах, конькобежец бегает на коньках, саночник катается на санках, фигурист танцует (катается) на фигурных коньках).

12. Зрительная гимнастика.

        Логопед: А сейчас пусть ваши глаза отдохнут.

        Дети повторяют упражнения за логопедом.

                Глазками немного поморгайте,

                Поочередно каждым глазом помигайте.

                Опять немного поморгайте,

                Глаза закройте, просто отдыхайте.

                Глаза наши закрываем, пальчиками их вращаем.

                А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы.

                Откройте широко.

13. Динамическое упражнение «Зимние забавы».

        Логопед: А сейчас мы с вами отправимся на настоящий зимний стадион. Выбирайте, на чем вы будете кататься: на коньках, на лыжах, на санках, и перемещайтесь на ковер, изображая катание. Я буду кататься на лыжах.

        Дети, изображая катание на коньках, на лыжах, на санках, перемещаются на ковер, садятся полукругом.

14. Просмотр видеофильма о зимних Олимпийских играх.

                Логопед: Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о зимних видах спорта и Олимпийских играх. Самые лучшие спортсмены принимают участие в международных Олимпийских играх. Наши спортсмены не раз добивались высоких побед на Олимпийских играх. Следующие зимние Олимпийские игры через два года будут проходить в нашей стране России в г.Сочи. Талисманами этих  Олимпийских зимних игр  стали симпатичные зверушки Зайка, Белый мишка и Леопард.

        Показ видеофильма о зимних Олимпийских играх (под песню «Мы дети твои, Россия!», муз. В.Осошник, сл.Н.Осошник).

III. Итог занятия.

        Логопед: А сейчас давайте зажжем маленький Олимпийский огонь в наших сердцах.

Дети берут в руки красные ленты, стоят в кругу, повторяют за логопедом: «Встанем, за руки взявшись, в ладони ладонь – в каждом сердце зажжется Олимпийский огонь!» (держась за руки, поднять их вверх, махать лентами).        

        Логопед: Ребята, что вам запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)

        Я верю, что ваша любовь к зимним забавам в будущем поможет вам стать настоящими спортсменами и даже участниками Олимпийских зимних игр. Чего я вам искренне желаю! Сегодня вы были для меня настоящими победителями, я хочу поблагодарить вас за интересное занятие, общение, помощь и наградить сладкими медалями и магнитами с изображением символов будущих зимних Олимпийских игр.

        Логопед награждает детей шоколадными медалями и магнитами с изображением талисманов: Зайки, Белого мишки и Леопарда.

        Логопед: А сейчас давайте пойдем в раздевалку и будем собираться на улицу, чтобы насладиться зимними забавами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...

Конспект комплексного логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР « В поисках хорошего настроения»

При проведении занятия используется игровое оборудование, позволяющее обогатить сенсомоторный компонент развития детей, развивать физические возможности воспитанников. Использование игрового сюжета фо...

Конспект комплексного логопедического занятия для детей подготовительной группы "Лисья сказка"

Игровая  мотивация для детей - важный стимул для организации целенаправленной, образовательной деятельности. Поэтому занятие  для дошкольников должно быть сюжетным и решать разные задачи. За...

Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной группе «Прилет птиц. Дифференциация звуков [ш - ж]»

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы, второй период обучения....

А он все жужжит! Комплексное логопедическое занятие

Предлагаю Вашему вниманию мое комплексное занятие в старшей группе «А он все жужжит!», которое является частью моей программы «Обучение детей грамоте в старшей и подготовительной группах в условиях дв...

Конспект комплексного логопедического занятия "Щедрые дары осени"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 13 СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА...