Дифференциации звуков [З] - [Ж] в речи.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения важна и необходима. Нарушение сказывается на общем результате и затягивает сроки коррекционной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_z_-_zh_v_rechi.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциации звуков [З] - [Ж] в речи

     Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико - фонематической стороны речи.  На первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в                            овладении звуковым анализом и синтезом.
    Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:                 ‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;                            

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

‒ этап дифференциации звуков.
                                                                           

Речевой материал

Дифференциация звуков [з - ж] в  слогах со стечением согласных

ЗНА – ЖНА           ЗМА – ЖМА         ЗВА – ЖВА        ЗДА – ЖДА

ЗНО – ЖНО           ЗМО – ЖМО         ЗВО – ЖВО        ЗДО – ЖДО

ЗНУ – ЖНУ            ЗМУ – ЖМУ         ЗВУ – ЖВУ        ЗДУ – ЖДУ

ЗНЫ – ЖНЫ          ЗМИ – ЖМИ         ЗВИ – ЖВИ        ЗДИ – ЖДИ

        

Дифференциация звуков в словах, звуки в середине слова

Узы – ужи                         вязать – бежать

Везу – вяжу                      лизать – лежать

Козы – кожи                     базар – пожар

Грозу – грожу                  дерзать – держать

Лиза – лыжа                     разок – рожок

Дифференциация звуков в словах, звуки З – Ж в одном слове

Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнежённый, зажужжать, железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.

  Дифференциация звуков в словосочетаниях

Забавный ёжик, кожаная узда, званый ужин, бумажная коза, жидкий мазут, забытый жакет, тяжёлый воз.

Важный музыкант, измятая кожа, книжный магазин, Женин знакомый, нежные незабудки, нежные мимозы, железный замок.

Вязаный жакет, важное задание, вязаные манжеты, изогнутая жесть, южный закат, затяжной дождь, знакомый художник.

 Дифференциация звуков в предложениях из 3 слов

Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

 Дифференциация звуков в предложениях из 4 слов

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже.  Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

Дифференциация звуков в предложениях из 5 слов

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени – медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина - Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

 Дифференциация звуков в предложениях из 6 – 8   слов

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени - заводной зайка, у Жанны - заводной жук.

Дифференциация звуков в стихах

                        ***

Уж ужа позвал на ужин,

Уж совсем не ожидал,

Но ужу не нужен ужин –

Уж уже поужинал.

                         ***

Звенит звонок, жужжит жучок.

Жужжат – звенят, звенят – жужжат.

                        ***

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

                        ***

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их  может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Автоматизация звука [Л] и дифференциация звуков [Л]-[В] в речи ребенка на уровне фразы.

Наглядный материал из коллективной разработки учителей-логопедов МАДОУ № 207 "Шпаргалка логопеда" по коррекции ламбдацизма и параламбдацизма у детей....

Дифференциация звуков [Р] - [Л] в речи.

Речевой материал по дифференциации звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, стихотворном тексте....

Дифференциация звуков [Д] - [Т] в речи детей.

Речевой материал по дифференциации звуков [Д] – [Т] в речи детей дошкольного возраста....

Дифференциация звуков Ц - С в речи детей

Дифференциация звуков С - Ц изолированно, в слогах, словах, во фразах, в предложениях....