Звуки К - Т.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лайкова И.Е.

Конспект подгруппового логопедического занятия с подгруппой детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа в условиях коррекционной работы логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_6-7_let_zvuki_k_-_t.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКИ К – Т.

Цель занятия: подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно- образовательная:

  • Учить детей давать сравнительную характеристику звукам К – Т.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать фонематические процессы;
  • Закреплять понятие «согласный звук»;
  • Учить выделять звуки из состава слога, слова, а также делать звуковой  анализ открытых и закрытых слогов (КО, ОК и т.д.)
  • Развивать артикуляционную моторику, пространственную ориентацию.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность.

Материалы: зеркала, символы для анализа слогов (согласный твёрдый/мягкий звук, гласный звук) по количеству детей, картинки/рисунки на доске: стол, кот, скамейка, белка, стул), пособие «Играем в рифмы» Сошина И.В.: щит/кит, хвост/мост, косы/осы, лиса/коса, солдат/халат, калитка/улитка, цветок/платок, фломастеры для доски.

Ход занятия:

Определить с детьми последовательность.

Логопед: «Кто зашёл первым? 2? 3?... А теперь давайте назовём свои имена в следующем порядке: слева направо».

Задание 1. Выделение 4-го лишнего:

ЛИСА  ЗАЯЦ  КОРОВА  МЕДВЕДЬ

СТОЛ  ДИВАН  ШКАФ  ТАРЕЛКА

Обсуждение выбора детей.

Задание 2. Определение 1-го звука в словах КОРОВА, ТАРЕЛКА.

ЛОГОПЕД: «Вот эти два звука однажды перепутались у Незнайки. Незнайка хочет сказать СТОЛ, а получается СКОЛ. Хочет сказать ПОЧКА, а получается ПОЧТА. Давайте вместе разберёмся, почему так случилось.

Задание 3. Сравнение звуков К и Т.

Логопед вместе с детьми:

К – не поёт, согласный, рисуем квадрат.

Т – не поёт, согласный, тоже рисуем квадрат.

К – (ладошка на шее) не звенит, глухой, рисуем наушники.

Т - (ладошка на шее) не звенит, глухой, рисуем наушники.

Вот это да! Оказывается,  действительно эти звуки очень похожи! Тогда посмотрим в зеркало. Что делает наш язычок, когда мы произносим звук К? – отодвигается назад.

А когда произносим звук Т? – стучит в верхние зубки.

Ура! Нашли отличия. Давайте теперь потренируемся не путать эти звуки.

Задание 4.  Дифференциация в произношении звуков К – Т с опорой на ориентацию в пространстве.

Дети повторяют за логопедом слоги, одновременно указывая: большим пальцем назад – при произнесении слогов со звуком К, указательным пальцем вперёд – со звуком Т.

ка  - ка – КА

ка – Ка – ка

КА – ка – ка

та – та – ТА

та – ТА – та

ТА – та – та

И т.д. с гласными У, О, Э, Ы.

Задание 5. Оптический образ букв.

Логопед: «Итак, согласный, глухой звук, язычок стучит в верхние зубки – это звук Т (на доске буква Т).

Согласный, глухой звук, язычок отодвигается назад – это звук К (на доске буква).

А теперь прочитайте букву, которая смотрит прямо на вас (Т).

(Логопед следит, чтобы дети произносили только звук Т (не «ТЭ»).

А теперь прочитайте букву, которая смотрит вправо (К)».

Задание 6. Анализ открытых и закрытых слогов.

Логопед: «Я произнесу слог, а вы скажите, сколько звуков в этом  слоге? ТА. Назовите 1-ый звук, 2-ой».

Составление звуковых схем на столах. Аналогично разбираем слоги ОТ, КА, ОК.

Задание 7. Работа со словами у доски.

На доске рисунки: стол, кот, скамейка, белка, стул. Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание: предмет, в названии которого есть звук Т обведи в квадрат, а в названии которого есть звук К – обведи в круг.

В задании присутствует слово КОТ. Этот предмет обводят в квадрат и в круг. Определяют, какой звук 1-ый и какой звук последний в этом слове.

Задание 8. Играем в рифмы.

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Дети чётко называют их. Затем предлагает найти пары слов, которые рифмуются друг с другом. Договорившись об очерёдности, дети самостоятельно или с помощью логопеда подбирают пары картинок, названия которых рифмуются между собой. Например, кит – щит. Если  игрок ответил правильно, он забирает пару картинок себе. Выигрывает тот, кто соберёт больше пар картинок.

Итог занятия:

Логопед: « Какие два звука мы учились не путать? Давайте вспомним, чем они похожи? А чем отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...