«Овощи. Фрукты. Профессии овощевода и садовода». Конспект логопедического занятия по формированию лексико- грамматических связей
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хохлова Елена Юрьевна

Закрепить знания детей об овощах и фруктах; познакомить с трудом взрослых в саду и огороде осенью; расширить и активизировать словарь по теме;

        формировать обобщающее понятие «Овощи», «Фрукты»;

Формировать навыки словообразования и словоизменения:

        - учить подбирать прилагательные к существительным;

        - образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,

        -согласовывать числительные с существительными;

        -образовывать форму множественного числа существительных. в И.п, Р.п.;  

        - учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах;

        - согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, моё; образовывать прилагательные от существительных;

        - учить образовывать сложные слова;

        Развивать память, внимание, мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитывать уважение к людям различных профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект логопедического занятия137.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико- грамматических связей для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Овощи. Фрукты. Профессии овощевода и садовода».

        Цели: 

        Закрепить знания детей об овощах и фруктах; познакомить с трудом взрослых в саду и огороде осенью; расширить и активизировать словарь по теме;

        формировать обобщающее понятие «Овощи», «Фрукты»;

Формировать навыки словообразования и словоизменения:

        - учить подбирать прилагательные к существительным;

        - образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,

        -согласовывать числительные с существительными;

        -образовывать форму множ. числа сущ. в И.п, Р.п.;  

        - учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах;

        - согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, моё; образовывать прилагательные от существительных;

        - учить образовывать сложные слова;

        Развивать память, внимание, мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитывать уважение к людям различных профессий.

Оборудование:  демонстрационный материал - «Сбор урожая»,  демонстрационный материал - муляжи и картинки овощей и фруктов, геометрические фигуры, раздаточный материал - картинки овощей и фруктов, мяч.

Ход.

  1. Организационный момент

(Дети стоят в кругу)

Мы пойдем, пойдем, пойдем,

Мы в фруктовый сад придет,

Мы пойдем на огород.

Будет много там хлопот. (садятся на место)

II.Основная часть

1. Вводная беседа (введение в тему)

Посмотрите, какое сейчас время года? (Осень.) Значит, погода у нас какая? (осенняя). Мы поговорим о том, чем осенью занимаются люди.

- Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Сегодня мы отправимся в путешествие в сад и в огород. Познакомимся с трудом людей в саду и огороде. И будем им помогать в сборе урожая.

Пальчиковая гимнастика  «Апельсин».

Мы делили апельсин-

Дети двумя руками «держат» предполагаемый апельсин.

Много нас, а он один.

Показывают десять пальцев, а потом один.

Эта долька для ежа,

Загибают большой  палец руки.

Эта долька – для стрижа,

Загибают второй палец.

Эта долька – для утят,

Загибают средний палец.

Эта долька – для котят,

Загибают безымянный палец.

Эта долька – для бобра,

Загибают мизинец.

А для волка – кожура.

Бросают предполагаемую кожуру рукой.

Он сердит на нас –беда!!!

Изображают испуганный вид.

Разбегайтесь кто куда!

Делают движения руками в стороны.

2. Д/игра «Сад - огород».

- Где растут овощи? (полный ответ; в поле, огороде, на грядке)

- А какие овощи вы знаете?

- Посмотрите, урожай каких овощей вырос в огороде? (картинки на доске- урожай свёклы, картофеля, моркови, помидор, огурцов, редки, укропа и т.д.)

- Когда сажают овощи?

Л: Людей, которые выращивают овощи, называют овощеводами.

Весной они копают землю для посадки урожая. Ухаживают за урожаем: поливают, выдергивают сорняки, рыхлят землю (кислород), борются с вредителями. А осенью выкапывают, срывают, срезают, выдергивают урожай, но аккуратно, чтобы не повредить. Какие инструменты нужны овощеводу?

3. Овощи употребляют в пищу какими? (сырыми, вареными, жареными, солеными, тушенными, маринованными).

- Что делают из овощей? (салаты, добавляют в суп, щи, борщ, овощное пюре). Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

4. Д/игра «Приготовим овощи»

(Каждому ребенку дается картинка овоща.)

Что это? (Капуста, помидор, огурец, картофель, секла.)

Кем ты будешь? (Капустой.) (Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)

Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу...)

Какие овощи можно засаливать на зиму? (Помидоры, огурцы...)

Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту...)

Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту...)

Какие овощи можно печь? (Картофель...)

5. Д/игра: «Сварим борщ». (Выходят дети и в кастрюлю кладут овощи, необходимые для приготовления борща)

Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)       

А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)

Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)

Д/игра «Вершки – корешки». (динамическая):

Вершки у… помидора, капусты, огурца… (поднимаются на носочки, руки вверх)

Корешки у… редьки, редиса, картофеля, моркови (приседают).

6. Л: Осенью люди собирают урожай фруктов. Где растут фрукты? (полный ответ)

Людей, которые работают в саду, называют садоводами. Они ухаживают за деревьями, что бы был хороший урожай. Как? Какие инструменты нужны садоводу?

Урожай каких фруктов собирают в саду? (урожай яблок, слив, груш, персиков, апельсинов и т.д.) 

7. Гимнастика для глаз «Фруктовая зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе - лимон –

Фруктовый господин-барон,

Справа - яблоко в корзине.

Его купили в магазине

Ну а снизу - апельсин,

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта - угадали!


Дети смотрят перед собой.

Дети смотрят влево.

Дети смотрят вправо.

Дети смотрят вниз.

8. Л.: Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повреди их. Фрукты полезны: в них много витаминов.

- Все любят фрукты, потому что они какие? (сочные, сладкие, душистые, ароматные, полезные).

- Но мы ведь с вами тоже юные садовники. Поэтому к каждому слову, которое назвал садовник, подберем нужный фрукт.

Игра «Про что можно так сказать?». Дети подбирают слова-предметы к словам-признакам. Вкусный (что?) — ароматный (что?) — румяное (что?) — сочная (что?) — полезный (что?) — витаминная (что?) — круглое — овальный —    гладкая... И т.д.

- Но едят их не только в сыром виде.

- Что делают из фруктов? (соки, джемы, варят компоты, варенье).

9. Д/игра «Какой сок? Какое варенье?»

Скажи, как по-другому называется сок (варенье?):

Сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное

Сок из слив – сливовый, варенье – сливовое и т.д.

10. Д/игра «Сбор урожая» (ориентировка в пространстве) У вас на столе овощи и фрукты. Тому, кто сидит справа нужно собрать овощи, слева – фрукты.

- Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.) Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.) Что это? (Помидор.) Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)

Чем они отличаются? (Огурец - овальный, а помидор - круглый. Огурец - зеленый, а помидор - красный).

Чем они похожи? (Огурец — вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.)                      

 (Рассматривают еще 2-3  пары овощей.)

11.Динамическая пауза

В огород пойдем, урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке

Дети маршируют на месте,

идут по кругу, взявшись

за руки, «таскают»,  «копают»,

«срезают»,  показывают руками,

«рвут»,   идут по кругу,

взявшись за руки. (И. Нищева)

12. Д/игра «Один – много»:

У садоводов и овощеводов выросло много овощей и фруктов.

Огурец – огурец – много огурцов, персик – персики - много персиков и т.д.

13.  Д/игра «Большой – маленький»:

Я тоже собрала урожай. У меня  выросли разные овощи и фрукты: и большие, и маленькие (игра с мячом). 

        Это большая редиска, а это маленькая ... редисочка.

          Это большой перец, а это маленький ... перчик.        

          Это большое яблоко. А это маленькое…

(Аналогично по каждому овощу и фрукту.)

14. Д/игра «Жадина». Про что я могу сказать:

Мой? – картофель, огурец, помидор, персик, апельсин и др.

Моя? – капуста, свёкла, редька, слива и др.

Моё? – яблоко

15.Д/игра «Про что можно сказать»:

Вкусный? Сочный? Ароматный?

Вкусная? Сочная? Ароматная?

Вкусные? Сочные? Ароматные?

16. Д/игра «Сложи слова»

Сад и яблоко  -  яблоневый сад

Сад и груша  -  грушевый сад

Яблоко и варенье  -  яблочное варенье

Персик и сок  - персиковый сок

Яблоко и пирог  -  яблочный пирог.

17.  Дидактическая игра «Что изменилось  (на внимание)

Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения.

Если вы внимательно то вы без труда отгадаете загадки.

18. Отгадывание загадок

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет

- Вот и завтрак, и обед.

 (Картофель.)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. 

(Помидор.)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска.)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

 (Капуста.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. 

(Яблоко.)

Сладкий — съешь и целиком,

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. 

 (Огурец.)

Горький — тронешь языком,

Обожжет, как огнем,

Не забудешь ты о нем. (Перец.)

18. Составление короткого рассказа по схеме описания

C:\Users\111\Desktop\ВИШНЯ\225626_html_3028f48f.jpg

19. Итог  занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе

Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: 1. Образовательные: - закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?) - уточнение, расширение, активизация ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе. Тема. Винительный падеж существительных . «Овощи»

Вашему вниманию представлен подробный конспект  занятия  по формированию  лексико-грамматичского строя  речи в средней логопедичексой группе....