Волшебный мир фонетики
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Баранова Елена Викторовна

В этой статье я описываю разработанные мною игры по формированию функций фонематической системы (фонематического анализа, синтеза и представлений) у детей с тяжелыми нарушениями речи старше-подготовительного возраста с использованием технологии MIMIO на смарт-столе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_mimio_2.docx295.1 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная программа Mimio и волшебный мир фонетики

       Логопедическая работа в детском саду включает большой комплекс различных направлений. Одно из них – это работа над развитием фонематического слуха.  Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

     Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это тормозит процесс развития связной речи, обучение чтению и письму, если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить. А так как коррекционная работа логопеда в детском образовательном учреждении помогает в дальнейшем при обучении письму и чтению в школе, то развитие навыков фонематического анализа и синтеза просто необходимо на этапе дошкольного образования. Особенно актуальна эта тема в моей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи   старше-подготовительного возраста.

     Но любые занятия, а тем более такие сложные, не должны быть однообразными и неинтересными или сводиться просто к элементарному зазубриванию.

       В современной логопедии в контексте  ФГОС ДО и Закона об образовании мы должны учитывать уникальность и самоценность детства, реализовывать свою программу в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности и в форме творческой активности с использованием современных средств обучения и обязательно владеть ИКТ-компетенциями.

    Грамотный и нестандартный подход  к использованию информационнокоммуникативных технологий в логопедической группе позволяет мне решить задачу повышения эффективности обучения, развития и коррекции нарушений речевых функций у ребят как можно качественнее и интереснее.

Китайская поговорка гласит: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял».    В этом мне помогает смарт-стол и интерактивная программа Mimio. Использование современных ИКТ-технологий  превращает обычные занятия в путешествия в необычный, сказочный и фантастичный мир, в котором ребенок может стать активным участником происходящего.

Смарт-стол -  большой, яркий планшет для индивидуальной работы или работы в парах и малых группах с технологией нескольких касаний пальцев рук, который удобен по своим размерам для использования детьми, в отличии от интерактивной доски. Ребенку не надо высоко тянуться или далеко отходить, чтобы увидеть весь экран.    

  Программа Mimio позволяет сочетать компьютерную анимацию, графику, видео, музыку и звуковые файлы, организовывать их в единую систему. Поэтому каждый слайд, созданный мною, имеет сюжет, сценарий и структуру и превращается в дидактическую интерактивную игру. Дети не просто сидят, смотрят и слушают, а активно участвуют в процессе обучения- путешествия, а может в каком-то случае становятся создателями. Они включаются и в процесс создания игр, дополняют их новыми сюжетами, идеями, фантазируют вместе со мной – являются непосредственными участниками образовательного процесса.

      При таком подходе у детей активизируются все психические процессы в целом. Такая форма работы способствует сотрудничеству детей и педагога, а также развитию творческого потенциала каждого ребенка.

     Также программа Mimio позволяет соблюсти нормы, регламентированные СанПиНом . В работе не упускается и здоровьесберегающий компонент. Это зрительная гимнастика, речедвигательные минутки и пальчиковые игры.

       Почему я хочу остановиться именно на развитии фонематического восприятия, т.е. слухопроизносительной дифференциации фонем.  Эта работа чаще всего сложна, однообразна и неинтересна для детей. А с использованием программы Mimio   я стараюсь сделать ее занимательной.  Для этого приходится постоянно фантазировать самой, а при работе с этой программой даже хочется делать что-то новое и неординарное. Как говорил Жюль Верн в своем произведении «Дети капитана Гранта», когда ему задали вопрос – «А много ли Вы путешествуете? -  Очень. Когда я беру карандаш и чистый лист бумаги, то сразу оказываюсь на вершине вулкана или купаюсь в озере Титикака». Только вместо карандаша и бумаги у меня в руках  компьютер, чистый слайд на экране и моя фантазия, которая хочет  сделать каждую игру - неповторимым путешествием в мир фонематического анализа, синтеза и представлений, и не только.

     В подготовительной группе много времени уделяется работе над дифференциацией звуков по признаку твердости и мягкости как на слух, так и по картинкам. И чтобы эта работа была интересной и плодотворной мы начинаем вместе фантазировать.

Но никогда не забываем повторить характеристики изучаемых звуков.

«Дифференциация звуков П и Пь»

   Мы становимся путешественниками, пилотами -  летим на самолетах на острова.  Один остров теплый, жаркий с пальмами – самолеты доставляют предметы с твердым звуком П. Другой холодный – на котором живут пингвины – самолеты доставляют предметы с мягким звуком Пь. При этом ребенок передвигает изображения самолетов с картинками, в названии которых есть звуки П и Пь,  и определяет позицию звука в слове, можно придумывать качественные и относительные прилагательные о каждом «перевозимом» предмете или выполнять любое грамматическое задание.

«Дифференциация звуков К и Кь»

     А сейчас мы становимся капитанами и загружаем корабли с предметами на звуки К и Кь. При этом сразу определяем не только характеристику звуков, но и позицию звука в словах (кораблик с буквой – Н – начало слова, кораблик с буквой С  - середина слова, кораблик с буквой К – конец слова). Также в помощь – идет подсказка на зрительный анализатор – цвет.  Синий – твердый звук, Зеленый – мягкий. При выполнении этого задания можно включить и звуковой эффект  – звук морского прибоя, а в конце работы – сюрпризный момент – гудок корабля. Также можно и обратно разгружать наши корабли, выполняя при этом различные грамматические задания: употребление существительных во множественном числе, со словом «много», с числительными «2 и 5», придумывание и согласование с качественными и относительными прилагательными.      Тем самым один мультимидийный слайд обладает большим количеством различных возможностей для коррекционной логопедической работы. При этом можно всегда уменьшать или увеличивать кол-во предметов и заданий на одном слайде или распределить на несколько слайдов в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

 «Дифференциация звуков Р и Рь»

     В этой игре мы вспоминаем героев известной сказки Астрид Лингрен Карлсона и Фреккен Бок.   Распределяем плюшки со звуками Р и Рь. Используем сюрпризный момент – включение известной фразы «А кто тут плюшками балуется?». В данной игре мы не только занимается развитием фонематического  слуха, но и развиваем связную речь. Мы вспоминаем эту веселую сказку, ее героев и сюжет. Также можно и уделить внимание грамматическому строю речи (придумывание качественных и относительных прилагательных о главных героях). Таким образом, можно провести многогранную и разнообразную коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.

«Дифференциация звуков С и Сь»

        На этом слайде мы становимся художниками и не забываем о дифференциации звуков С и Сь. Слайд построен по принципу «четвертый лишний». Мы называем предметы по цвету и находим лишний в зависимости от дифференцируемых звуков, если ответ правильный – то он сопровождается звуковым эффектом и галочкой.

«Дифференциация звуков М и Мь и Н и Нь»

     А этот слайд помогает оказаться на Новогоднем празднике и стать непосредственным участником украшения елки. Надо украсить половину елки шариками со звуками Н-Н* и шариками со звуком М-М*. Но шарики не простые, а на них изображены знакомые ребятам герои мультфильмов. Яркость, красочность, новогодняя мелодия. Все это способствует более    быстрому и качественному усвоению материала. В этом слайде мы можем развивать связную речь – рассказать о каждом герое мультфильма и о сюжете.

           «Дифференциация звуков Ч и Ть»

      На этом слайде мы сможем побыть железнодорожниками. Нам необходимо прикрепить вагончики к паровозикам со звуками Ч и Ть. Дифференциация этих звуков наиболее сложна по своим фонетическим признакам для детей с ТНР. Веселые вагончики с картинками делают это занятие более увлекательным и занимательным. При этом опять же мы услышим и звук приближающегося поезда и веселую песню про паровозик, под которую можно выполнить пальчиковую гимнастику.

«Лабиринт».

На этом слайде мы двигаемся с колобком по лабиринту и, встречая предметы, называем начальный гласный звук, и придумываем слова на

необходимые гласные звуки. Можно эту игру проводить и в форме конкурса «Кто больше?».

     В своей статье я затронула только одну форму работы на смарт-столе, но программа Mimio   – это огромное развивающее пространство  с необъятными ресурсами и возможностями, развивающее творческий потенциал каждого ребенка и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"  можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...

Формирование фонетико-фонематических представлений у дошкольников

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы....

Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.

Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...

Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ

В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы  коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Волшебный мир сказок».

Конспект занятия составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующе...