Способы словообразования и словоизменения, составление словосочетаний и предложений.
материал по логопедии

       Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_slovoobrazovaniya_i_slovoizmeneniya.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Способы словообразования и словоизменения, составление словосочетаний и предложений.

       Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

       В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

       Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

       Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Содержание I этапа логопедической работы

Существительные

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Глаголы

а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Содержание II этапа логопедической работы

Существительные

Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-.

Образование существительных с суффиксом -ниц(сахарница).

Образование существительных с суффиксом -инк(пылинка), с суффиксом -ин(виноградина).

Глаголы

Глаголы с приставками в- вы-, на - - вы-;

глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные

а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и-без чередования (лисий);

б) относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-;

в) качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Содержание III этапа логопедической работы

Существительные

Образование названий профессий

Глаголы

Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные

а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -ис чередованием (волчий);

б) относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

в) качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък-.

  Формирование словообразования существительных.

А.   Образование уменьшительно-ласкательных существительных

1.    В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик(с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности :

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом — домик,                 куст — кустик

нос — носик,                   халат — халатик

хвост — хвостик,              лист - листик

карандаш — карандашик;

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз — тазик,                       гвоздь — гвоздик,        клюв — клювик,  

сад — садик,                     лоб — лобик.

2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик(с. существительными мужского рода).

       Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:

забор — заборчик,           костюм — костюмчик,

шкаф — шкафчик,             стул — стульчик,

стакан — стаканчик,         вагон — вагончик,

блин — блинчик,               суп — супчик,

трамвай — трамвайчик,    диван — диванчик;

б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав — рукавчик.

3. Словообразование с использованием суффикса –к- проводится в следующей последовательности:

а)     словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

лапа — лапка,                   мышь — мышка,

яблоня — яблонька,       лошадь — лошадка,

туча — тучка,                     ночь — ночка;

б)   словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

шуба — шубка,                   капля — капелька,

береза — березка,            книга — книжка,

корова — коровка,           бумага — бумажка,

синица — синичка,           рука — ручка,

страница — страничка,    птица — птичка;

в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):

крыльцо — крылечко,           кольцо — колечко.

4.  Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк проводится в следующей последовательности:

а)       словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:

Аня — Анечка,                      Таня — Танечка,

Оля — Олечка,                     Соня — Сонечка,

Ваня — Ванечка,                 Дима — Димочка;

6) словообразование неодушевленных существительных женского рода:

Лента - ленточка,                  тумба — тумбочка,

клумба -клумбочка,             верба — вербочка,

звезда - звездочка,               морда — мордочка.

5.Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:

вода — водичка,               сестра — сестричка,

6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -оньк-, еньк проводится в следующей последовательности:

а)     словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:

Маша — Машенька,                 Надя — Наденька,

Даша — Дашенька,                   Петя — Петенька,

Миша — Мишенька,                Коля — Коленька;

б)  словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:

береза — березонька,            дядя — дяденька,

дочь — доченька,                    мама — маменька,

тетя — тетенька;

в)    словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

рука — рученька,                   дорога — дороженька,

нога — ноженька.

7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-

а)    словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

дед — дедушка,                      голова — головушка,

соловей — соловушка,          зима — зимушка,

скворец — скворушка,          рябина — рябинушка,

поле — полюшко;

б)  словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:

перо — перышко,                  стекло — стеклышко,

солнце — солнышко,            горло — горлышко,

зерно — зернышко,              гнездо — гнездышко;

в)  словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

— суффикс -ицв существительных женского рода:

лужа — лужица,                     земля — землица,

кожа — кожица,                     роща — рощица;

— суффикс -ецв существительных мужского и среднего рода:

мороз — морозец,                хлеб — хлебец,

письмо — письмецо;

— суффикс -цв существительных женского и среднего рода:

пыль — пыльца,                    мыло — мыльце,

дерево — деревцо,              зеркало — зеркальце,

корыто — корытце,              одеяло — одеяльце.

Б.   Образование существительных с помощью суффикса –ниц -со значением вместилища (посуды)

1.  На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

суп — супница,                       соус — соусница,

чай — чайница,                       салат — салатница,

сахар — сахарница,               конфеты — конфетница.

2.   В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц -в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

хлеб — хлебница,                    пепел — пепельница,

сухари — сухарница,               чернила — чернильница, селедка — селедочница.

В.   Образование существительных с помощью суффикса -инк-

1.На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

бусы — бусинка,                      дождь — дождинка,

пыль — пылинка,                     изюм — изюминка,

солома—соломинка,              роса—росинка,

икра — икринка,                     мармелад — мармеладинка.

2.  В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

горох — горошинка,                снег — снежинка,

чай — чаинка,                           песок — песчинка,

пух — пушинка.

Г.   Образование названий детенышей животных и птиц

  В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.

  1.  Словообразование без изменения звуковой структуры корня слоил:

Гусь -  гусенок - гусята,

Еж -   ежонок - ежата,

лось -  лосенок — лосята,

тигр -  тигренок -тигрята,

лиса — лисенок — лисята,

слон — слоненок — слонята,

кот —  котенок — котята,

ворона — вороненок — воронята.

  2.  Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

волк — волчонок — волчата,

орел — орленок — орлята,

индюк — индюшонок — индюшата,

лев — львенок — львята,

медведь — медвежонок — медвежата,

белка - бельчонок — бельчата,

заяц — зайчонок — зайчата,

галка — галчонок — галчата,

кролик — крольчонок — крольчата.

  3.  Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

овца — ягненок — ягнята,

свинья — поросенок — поросята,

корова — теленок — телята,

собака — щенок — щенята,

лошадь — жеребенок — жеребята,

курица — цыпленок — цыплята.

Д.  Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия совершителей действий»)

  В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.

  Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:

  1. Словообразование существительных мужского рода:

— с суффиксом -щик-

барабанщик, кладовщик, часовщик,

угольщик, танцовщик, сварщик,

стекольщик, дрессировщик, носильщик;

— с суффиксом -чик-

летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.

  1.  Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами -ниц-, -иц-:

художник — художница,                       учитель — учительница,

проводник — проводница,                    певец — певица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных

Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир...

Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»

Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"

В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения...

игры на словообразование и словоизменение

перечень игр по развитию словообразования и словоизменения...

Развитие навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с фонетическим недоразвитием речи (ФН)

Данная статья посвящена исследованию значимости развития грамматического строя языка в коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников, также рассмотрены основные подходы развития навыков слово...