"Моя дружная семья" для старшей логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

  1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
  2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
  3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
  4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»

Конспект открытого занятия                              в старшей группе

«Моя  дружная семья»

Учитель – логопед: Еремеева Е.Н.

Цель:

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

  1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
  2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
  3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
  4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

  1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
  2. Рассматривание семейных фотографий.
  3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
  4. Закрепление знаний пословиц о семье.
  5. Чтение стихов и рассказов о семье.

Материал:

карточки солнышка и тучки,

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

 

2. Основная часть

 Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но  сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

Дети: Имя.

Логопед: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Логопед: Ребята, кто сможет представиться?  ( Ответы 2 – 3 детей.)

Дети: Меня зовут…, моя фамилия….

Логопед: Благодарю вас.

Логопед: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья.

Логопед: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

 ( Ответы детей.)

Логопед: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Логопед: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их.  (Ответы детей.)

Логопед: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.

Логопед: Кем он приходится герою стихотворения?

Дети: Он приходится другом.

Логопед: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Логопед: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Логопед: Все ли семьи одинаковые или разные?

  Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья -  большая или маленькая -  главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Логопед: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

(Ответы детей.)                                                       

Логопед: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Логопед: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

  Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

Логопед: А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

 1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная…)

 2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть? Правильно, папа.

Кем вы приходитесь папе?

Дети: Сыном, дочкой.

Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)

 3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

Правильно: бабушки.

А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

 4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый ... (дед)

А кем вы приходитесь своему дедушке?

Дети: Внуком, внучкой.

 

 5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Кем вы приходитесь сестре?

Логопед: Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

Логопед: - Ребята, а как мы выражаем любовь  своим близким? (Ответы детей).

- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) -  на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

 Д/и «Радость и печаль»

Логопед: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке испачкали  куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой;

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Разбили чашку;

- Помогли маме с уборкой…

 

Логопед: А теперь, давайте рассмотрим картинки на доске.

  • Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках? (Вечер)
  • Почему вы так думаете?
  • Откуда вернулись Саша и Маша? (дети пришли из школы)
  • А откуда пришли папа и мама? (Родители пришли с работы)
  • Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время? (Ужин)
  • Что стала делать мама? Зачем?
  • Какую работу выполняет Саша?
  • Что можно приготовить из картошки?
  • А чем занята Маша? Что она будет делать?
  • Кого вы не увидели в кухне за работой?
  • А почему здесь картинка с изображением пылесоса? (Потому что нужно сделать уборку в квартире)
  • Так какую работу выполнял папа? (после ответа выставляется картинка на которой папа пылесосит)
  • Когда все было готово, что сделала семья? (семья села ужинать)
  • Как можно закончить наш рассказ? (Все были рады, что они собрались вместе за семейным ужином)
  • Как вы думаете чем были заняты родители и дети после ужина?
  • Как можно назвать наш рассказ?

Семейный ужин

Вечером вся семья собралась дома. Мама и папа вернулись с работы. Саша и Маша пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин. Саша почистил картошку, Маша помыла огурцы и помидоры для салата. Мама поставила чайник и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковер. Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

Физкультминутка «Бабушка»

Устала наша бабушка,                          дети стоят

Присела на порог.                                   приседают

 «Куда пропал, куда пропал,             берутся руками за голову и покачивают 

Куда пропал внучок?                       головой  из стороны в сторону

Подумала, поохала,                          встают

Потом тихонько встала

Пошла вокруг да около                   идут вокруг себя

Искать внучка сначала

(Рассказывание рассказа по цепочке)

А теперь давайте возьмем листочки и выполним задания

(звучит музыка)

Логопед:  Ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

 «Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить – счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

«В семье и каша гуще».

«В своем доме и стены помогают».

 

3. Итог занятия

Логопед: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

Спасибо  вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.

Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

Логопед: 

Ребята!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть его дороже?

На этой сказочной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:«Играя – развиваем речь».Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические иг...

Родительское собрание-игра «Моя большая, дружная семья» совместно с детьми старшей логопедической группы

Цель: развитие взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную творческую деятельность, обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение....

Конспект образовательной деятельности «Ситуация общения» на тему «Дружные ребята» в старшей логопедической группе

Конспект образовательной деятельности«Ситуация общения»на тему «Дружные ребята»в старшей логопедической группе...