Конспект занятия по лексической теме "Хлеб"
план-конспект занятия по логопедии

Онипченко Ксения Андреевна

Речевой материал, задания и игры по лексической теме "Хлеб" для занятий по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Лексическая тема «Хлеб»

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Он и чёрный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним.

Дети: Хлеб.

Логопед: сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят и пекут его для нас.

Игра: «Откуда хлеб пришёл?»

Откуда хлеб пришёл? (из магазина)

А в магазин как попал? (из пекарни)

Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

Из чего? (из муки)

Из чего мука? (из зерна)

Откуда зерно? (из колоса пшеницы)

Откуда пшеница? (выросла в поле)

Кто её посеял? (хлеборобы)

Логопед: Для того чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий. Давайте попробуем их назвать.

Игра «Узнай профессию»

  • Кто работает на тракторе? (Тракторист)
  • Кто работает на комбайне? (Комбайнёр)
  • Кто пашет землю? (Пахарь)
  • Кто работает на мельнице? (Мельник)
  • Кто работает в пекарне? (Пекарь)
  • Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Игра: «Опиши хлеб»

Логопед: Хлеб по запаху (какой?)

Ответы детей: Пахучий, душистый, ароматный.

Логопед: Хлеб на вкус (какой?)

Ответы детей: Вкусный, приятный.

Логопед: Хлеб на ощупь (какой?)

Ответы детей: Свежий, мягкий, пышный, твёрдый.

Игра: «Какой? Какая? Какое?»

Хлеб из ржи – ржаной.

Хлеб из пшеницы – пшеничный.

Каша из пшена – пшенная.

Каша из овса – овсяная.

Каша из ячменя – ячневая.

Каша из кукурузы – кукурузная.

Каша из гречихи – гречневая.

Поле с рожью – ржаное.

Поле с пшеницей – пшеничное.

Поле с овсом – овсяное.

Поле с ячменем – ячменное.

Поле с кукурузой – кукурузное.

Поле с гречихой – гречишное.

Поле с просом – просяное.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (
руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (
медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (
повернуться вокруг себя 2 раза)

Игра «Назови одним словом»

Логопед: Я расскажу вам о разных хлебобулочных изделиях, которые можно изготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чём речь.

  1. Засушенный кусок хлеба. (Сухарь)
  2. Пшеничный хлебец в виде кольца. (Баранка)
  3. Толстая баранка. (Бублик)
  4. Сладкое мягкое печенье в виде лепёшки или плоской фигурки, покрытое глазурью. (Пряник)
  5. Белый хлеб продолговатой формы. (Батон)
  6. Лепёшка с загнутыми краями и творожной начинкой. (Ватрушка)

Игра: «Слова - родственники»

Логопед: Предлагаю вам найти родственников слова хлеб (в игре с мячом).

Логопед: Назовите хлеб ласково.

Ответы детей: Хлебушек.

Логопед: Крошки хлеба – это, какие крошки?

Ответы детей: Хлебные.

Логопед: Квас из хлеба – это…

Ответы детей: Хлебный квас.

Логопед: Как называется ящик для хранения хлеба?

Ответы детей: Хлебница.

Логопед: Прибор для нарезания хлеба.

Ответы детей: Хлеборезка.

Логопед: Как называют гостеприимного человека?

Ответы детей: Хлебосольный.

Игра: «Составь предложения»

Логопед: Я буду говорить неправильные предложения, а вы меня будете исправлять.

Посадили, землю, в, зерно.

Пшеница, в, выросла, поле.

Урожай, хлеборобы, убрали.

Муку, из, смолол, зерна, мельник.

Хлеб, испекли, муки, из.

Подведение итогов.

Логопед: Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Как же нужно относиться к хлебу? Почему? Об уважении к нелегкому труду хлеборобов говорит и это стихотворение Я. Аким:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Объяснение значения слова «лелеют»).

Теперь вы знаете о хлебе и о том, как он создается. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .

Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис...

Конспект занятия по лексической теме "Домашние животные"

Цель занятия : развивать у детей словарь и грамматические признаки языка....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

конспект занятия по лексической теме "Весна"

Совершенствование диалогической формы речи,  совершенствование мыслительной деятельности, развитие интонационной  выразительности речи, совершенствование  навыка связного речевого выска...

Конспект занятия по лексической теме «Одежда» в старшей группе «Лучики»

Коррекционно-образовательные цели: Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй  речи, учить  образовывать существительные  множественного числа; уч...