Программа " Обучению чтению и грамоте"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Сулимова Наталья Михайловна

Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение грамоте (чтению)» (далее – программа) разработана для детей 5-7 лет. Программа общеразвивающая, коммуникативной (речевой) направленности, ориентирована на общее развитие речи, обучение грамоте и формирование начальных навыков чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.3_programma_obuchenie_gramote_s_titul.docx303.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\сканер\Скан_20161216 (2).jpg

Содержание Программы

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1.

Цель, задачи программы

3

1.2.

Возрастные особенности детей

4

1.3.

Формы, методы и приемы

7

1.4.

Ожидаемые результаты

7

2

Учебный план

8

3

Содержание учебно-тематического плана

9

4

Календарно-тематическое планирование

11

5

Условия реализации программы

18

6

Выявление уровня развития навыков на начальном этапе, оценка достигнутых результатов

19

7

Библиографический список

24

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение грамоте (чтению)» (далее – программа) разработана для детей 5-7 лет. Программа общеразвивающая, коммуникативной (речевой) направленности, ориентирована на общее развитие речи, обучение грамоте и формирование начальных навыков чтения.

Вид программы: адаптированная, уровень базовый.

Актуальность программы.  Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, освоения навыков первоначального чтения, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. 

Новизна данной программы в том, что построена на основе принципов комплексности, преемственности и вариативности практических занятий, характеризующихся разнообразием игр, упражнений, направленных на решение определённых педагогических задач.

         Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности.

При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму

 

1.1 Цель программы: является построение системы обучения грамоте, освоению начальных навыков чтения дошкольников в возрасте 5 - 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников.

Задачи программы:

- овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

- обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний –

начальным навыкам чтения.

- развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

- применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

- воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли,

чувства, переживания.

Адресат программы

Программа ориентирована на удовлетворение запросов родителей (законных представителей) и потребностей детей.

Программа «Обучение грамоте (чтению)» предназначена для детей 5-7 лет направлена: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Достижение уровня готовности к освоению дополнительной общеразвивающей программы предполагает:

- умение детей работать с полным составом звуков и букв русского языка;

- обученность дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – начальным навыкам чтения;

- умение детей понимать различия и особенности звуков и букв;

- развитые мыслительные процессы, способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

- развитая мелкая моторика (руки, подготовленные к написанию букв).

Наполняемость группы детей для занятий по данной программе устанавливается в соответствии с нормативами и составляет 10 человек.

1.2 Возрастные особенности детей

При разработке программы учитывались возрастные особенности детей от 5 до 7 лет.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).

В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций  общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых»). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.  Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения.

В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства).

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа.

Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства - картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.

Объем программы:

Срок реализации программы – 1 год, 72 ч.

непосредственно - образовательная деятельность проводится с группой детей 5-7 лет - 2 раза в неделю, по 25-30 минут.

1.3 Формы, методы, приемы

Формы организации образовательного процесса с детьми: фронтальная, групповая, самостоятельная деятельность детей. Но основной формой работы с детьми по обучению обучению грамоте и формирование начальных навыков чтения является групповое занятие.

Занятия с обучающимися в логопедическом кабинете, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Виды занятий:

- фронтальные;

- игровое;

- контрольно-проверочное

  1. Подготовка к обучению чтения                                      

 Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы со своим кругом задач:

 1. Звуки речи.      Закреплять умение вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).      Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове.      Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.      

2. Образ буквы.      Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.      

3. Первоначальное чтение      Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.      

4. Предложение. Слово.      Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

Таким образом, данная структура занятия позволяет детям постепенно осваивать различные упражнения и приемы, позволяет детям научиться общению и совместной работе друг с другом.

На занятиях по обучению грамоте уделяется особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

Основные средства:

-речевые игры;

- игровые упражнения;

- артикуляционные упражнения;

- пальчиковые упражнения.

При работе по организации совместной двигательной деятельности детей используются следующие принципы:

  1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала (от простого к сложному);
  2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

1.4 Ожидаемые результаты

  • Умение детей работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • Обученность дошкольников навыку слоговых сочетаний – начальным навыкам чтения.
  • Умение детей понимать различия и особенности звуков и букв.
  • Развитые мыслительные процессы, способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

2. Учебный план

      Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

-     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. № 26;

- Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг

        Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом и Графиком проведения занятий в порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в 2016/2017 учебном году, утвержденных приказом по ДОУ от _________№ _____, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.

1.2. Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:

1.2.1. Проведение в Детском саду дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается.

№ п/п

Название раздела

Всего часов

1

Мониторинг

4

2

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям

3

3

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

7

4

Чтение слогов, сочетаний и синтез звуков. Развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза.

45

5

Чтение слов и предложений

7

6

Всего

70

*1 час равен 1 учебному часу в соответствии с возрастом ребенка, согласно СанПин 2.4.1.3049-13

3. Содержание учебно-тематического плана

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - освоение начальных навыков чтения, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Освоение начальных навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Раздел I: Теоретические занятия

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей.

На первом занятии необходимо:

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышим и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Навыки чтения

Сентябрь

1-2

Мониторинг

Оценка уровня и коррекция образовательной деятельности

--

3

«Знакомство: Слыш»

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям

4

«Знакомство: Буковка»

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

5

«Встреча Слыша и Буковки»

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

6

«Звук и буква «А»

Знакомство дошкольников с буквой «А»

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

7

«Звук и буква «А»

Уточнение произношения и закрепление звука «А»

8

«Звук и буква «У»

формирование у детей стойких представлений о букве «У».

Октябрь

9

«Звук и буква «У»

Уточнение произношения и закрепление звука «У»

10

«Сочетание «АУ»»

развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний

Чтение сочетания «АУ»

11

«Сочетание «УА»»

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

Синтез звуков [У] и [А]

12

«Звук и буква «О»

знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Синтез звуков [И] и [А]

13

«Звук и буква «О»

Уточнение произношения и закрепление звука «О»

14

«Звук и буква «И»

совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

15

«Звук и буква «И»

Уточнение произношения и закрепление звука «И»

16

«Сочетание «ИА»»

развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук

Ноябрь

17

«Звук и буква «Ы»

познакомить дошкольников с буквой «Ы»

Развитие фонематического восприятия; закрепление верного произношения звуков

18

«Звук и буква «Ы»

Уточнение произношения и закрепление звука «У»

19

«Звук и буква «Э»

Сформировать представления у  детей о звуке и букве «Э»

20

«Звук и буква «Э»

Уточнение произношения и закрепление звука «Э»

21

«Звуки [М] и [М'], буква «М»

научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М'], различению буквы «М»

Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов:  ум, мама, мимо, му-му

22

«Звуки [М] и [М'], буква «М»

Уточнение произношения и закрепление звука «М»

23

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»

сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б»

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов:  бум, бом, бам, бим

24

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»

Уточнение произношения и закрепление звука «Б»

Декабрь

25

«Звуки [П] и [П'], буква «П»

сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением

Чтение слогов:  ап, оп, уп, ып, эп, ип.

Чтение слов:  папа, пума, пимы

26

«Звуки [П] и [П'], буква «П»

Уточнение произношения и закрепление звука «П»

27

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»

познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф' ], с обозначаемой их буквой «Ф».

Чтении слогов:  фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

28

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ф»

29

«Звуки [В] и [В'], буква «В»

научить  дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В»

Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов:  ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

30

«Звуки [В] и [В'], буква «В»

Уточнение произношения и закрепление звука «В»

31

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»

познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом

Чтение слогов:  ат, от, ут, ыт, эт, ит

Чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

32

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»

Уточнение произношения и закрепление звука «Т»

Январь

29

Мониторинг

Оценка уровня и коррекция образовательной деятельности

-

30

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»

обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

Чтение слогов:  да, до, ду, ды, дэ, ди

Чтение слов:  дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

31

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»

Уточнение произношения и закрепление звука «Д»

32

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»

познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н»

Синтез слогов:  ан, он, ун, ын, эн, ин

Синтез слов:  Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

33

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»

Уточнение произношения и закрепление звука «Н»

33

«Звуки [К] и [К'], буква «К»

сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик

Чтение слов:  Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

34

«Звуки [К] и [К'], буква «К»

Уточнение произношения и закрепление звука «К»

Февраль

35

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»

научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

Синтез слогов:  га, го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов:  гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

36

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»

Уточнение произношения и закрепление звука «Г»

37

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»

познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х»

Чтение слогов:  ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов:  хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

38

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»

Уточнение произношения и закрепление звука «Х»

39

«Звуки [С] и [С'], буква «С»

сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С»

Синтез слогов:  са, со, су, сы, сэ, си

Чтение слов:  совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси

40

«Звуки [С] и [С'], буква «С»

Уточнение произношения и закрепление звука «С»

Март

41

«Звуки [З] и [З'], буква «З»

познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

Чтение слогов:  за, зу зо, зы, зэ, зи

Чтение слов:  зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина

42

«Звуки [З] и [З'], буква «З»

Уточнение произношения и закрепление звука «З»

43

«Звук  и буква «Ш»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»

Синтез слогов:  ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

44

«Звук  и буква «Ш»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ш»

45

«Звук и буква «Ж»

сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

Чтение слогов:  жа, жу, жо, жи, жэ

Синтез слов:  жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

46

«Звук и буква «Ж»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ж»

47

«Звук и буква «Ч»

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

Чтение слогов:  ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов:  чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

48

«Звук и буква «Ч»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ч»

Апрель

49

«Звук и буква «Ц»

познакомить детей со звуком и буквой «Ц»

Синтез слогов:  ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов:  овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

50

«Звук и буква «Ц»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ц»

51

«Звук и буква «Щ»

научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

Чтение слогов:  ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов:  щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

52

«Звук и буква «Щ»

Уточнение произношения и закрепление звука «Щ»

53

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»

познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

Чтение слогов:  ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов:  лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш

54

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»

Уточнение произношения и закрепление звука «Л»

55

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»

обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

Синтез слогов:  ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Синтез слов:  руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

56

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»

Уточнение произношения и закрепление звука «Р»

Май

57

«Звук и буква «Й»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

Чтение слогов:  ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов:  дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

58

«Звук и буква «Й»»

Уточнение произношения и закрепление звука «Й»

59

Буква «Е»

Познакомить детей со звуком и буквой «Е»

Буква для чтения: «Е»

Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

60

Буква «Ё»

Познакомить детей со звуком и буквой «Ё»

Буква для чтения: «Ё»

Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

61

Буква «Я»

Познакомить детей со звуком и буквой  «Я»

Буква: «Я»

Чтение слов:  Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,

няня, ястреб

62

Буква «Ю»

Познакомить детей со звуком и буквой  «Ю»

Буква для чтения: «Ю»

Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

63

«Буквы [Ь] и [Ъ]»

сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ]

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

64

Обобщающее занятие

закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

Чтение слов и коротких фраз.

65

Мониторинг

Оценка уровня и коррекция образовательной деятельности

5. Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Программа разработана и адаптирована на основе следующих программ: «Обучение грамоте в детском саду» Журова Л. Е, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Колесникова Е. В. «Развитие звуковой культуры речи у детей».

Материально-технические условия

Для реализации программы не требуется дорогостоящего оснащения все в рамках логопедического кабинета. Логопедический кабинет оснащен разнообразным дидактическим материалом, обеспечивающим максимальную речевую активность.

  1. Выявление уровня развития навыков на начальном этапе, оценка достигнутых результатов

Уровень развития определяется следующими результатами

  • - освоение начальных навыков чтения.
  • - овладение  умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • - сформированность навыка слияния слоговых сочетаний – начальных навыков чтения.
  • -сформированность развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • - сформированность умения применять полученные знания в познавательной деятельности.
  • - развитие общей культуры общения, которая определяется умением излагать свои мысли, чувства, переживания, используя слово.

Мониторинг

освоения начальных навыков чтения

Мониторинг на начало учебного года

Р а з д е л 1.  Фонетика

1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Педагог  предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:  он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

П р и м е ч а н и  е : возможен другой набор звуков.

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2.Выделение гласного звука в начале слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

М а т е р и а л   для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].

П  р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

Педагог  произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

М а т е р и а л  для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие звуки.

Педагог  предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, педагог предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

М а т е р и а л   для анализа:

балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие согласные  звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

6. Звуковой анализ слов.

М а т е р и а л   для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.

Педагог моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Р а з д е л  2. Грамматический строй языка.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.

Педагог предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них педагог предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный рассказ – 3 балла;

-рассказ с ошибками – 2 балла;

-рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие рассказа – 0 баллов.

2.Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги) .

О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.

Педагог из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его  (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.

Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».

Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос  «кто?», значит, это слово- предмет, обозначим его условной фишкой.

Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д.  В конце предложения ставим точку.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Промежуточный мониторинг

Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.

Р а з д е л 1. Фонетика.

1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут звуки».

Педагог говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребёнком – схемы дорог к звуковым домикам. педагог произносит звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2.Звуковой анализ слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки «Волк», «Лиса». Педагог  предлагает ребёнку назвать каждую картинку и построить  «звуковой домик» для данного слова-названия.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-частичный ответ  – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Деление слов на слоги.

О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек.

Педагог  раскладывает игрушки и предлагает ребёнку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с её стоимостью (слоговой схемой слова-названия).

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-частичный ответ  – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

4.Ударение.

О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек; «ударный молоточек».

В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-правильное определение ударения – 2 балла;

-постановка ударения с помощью воспитателя – 1 балл;

- отсутствие ответа – 0 баллов.

Р а з д е л 2. Грамматический строй речи.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка «Общая горка».

Ребёнку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа по вопросам педагога :

- Какое время года изображено на картинке?

- Кого ты видишь на картинке?

- Как их зовут?

- Что делает Петя?

- Где находится Вова?

- Какое настроение у детей? Почему?

- Как ты думаешь, о чём они говорят?

К р и т е р и и   о ц е н к и :

- полный, связный рассказ – 3 балла;

- краткий рассказ (нераспространённые  предложения) – 2 балла;

- рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;

- отсутствие рассказа – 0 баллов.

2. Составление схемы предложения.

О б о р у  д о в а н и е: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема предложения.

Педагог выбирает из рассказа ребёнка одно предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок моделирует предложение.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полная схема  – 3 балла;

-частичное составление схемы  – 2 балла;

-построение схемы  с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие схемы – 0 баллов.

Мониторинг на конец учебного года

Р а з д е л 1. Фонетика

Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Педагог  просит назвать:

- гласные звуки в словах  сон, мышка, лужа;

- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;

- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;

- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;

- согласные глухие в словах фара, стул, мак.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;

- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;

- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;

- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.

Р а з д е л   2. Звуковой анализ слова

Звуковой анализ слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Педагог  предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка.

К р и т е р и и    о ц е н к и:

- полная правильная схема – 2 балла;

- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;

-отсутствие преобразования – 0 баллов.

Р  а з д е л  3. Грамматически строй речи

Понимание смысла текста. Пересказ.

Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».( Читается без названия.)

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли  лес. После утомительной дороги они сели на траву  отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели боясь пошевелиться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.

Педагог  читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:

а) озаглавить рассказ;

б) пересказать его текст;

в)составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный пересказ  – 3 балла;

-частичный пересказ (с пропусками,  ошибками)  – 2 балла;

-пересказ  с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие пересказа – 0 баллов.

Методика оценки результатов диагностического обследования:

Для оценки полученных в процессе диагностики результатов по  формированию

первоначальных навыков чтения и письма  мы используем следующую методику: ребёнок получает  задания, результаты выполнения каждого из диагностических заданий оцениваем по четырёх бальной шкале:

  • 3 балла – высокий уровень;
  • 2 балла – средний уровень ;
  • 1 балл – низкий уровень ;
  • 0 баллов – по данному направлению не аттестован.

Полученные данные заносятся в специально составленные диагностические таблицы с целью последующего анализа.

Данное диагностическое обследование проводится в начале, середине  и в конце учебного года на одном и том же дидактическом материале для объективной оценки динамики  развития детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 6-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», 2000.
  2. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи». Миронова С.А., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе "Обучение чтению"

Программа создана для детей 4-7 лет. Цель программы: развитие познавательно-речевой деятельности....

Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет

Рабочая программа "Обучение чтению"  дополнительной  платной  услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана  в соответствии с требо...

Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.«АБВГДейка».Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.Срок освоения программы – 3 года....

Программа обучения чтению по методике Н.А.Зайцева детского клуба "Читалочка"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка детский сад №5 «Ёлочка» города Ишима       Программа обучения...

Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа  «Обучение чтению» детей дошкольного возраста....

Картотека игр (упражнений) к программе обучения чтению детей 5–6 лет по методике Н. А. Зайцева

1. Игра: «Картинка - слово»Цель: Закреплять умение читать слова по складам. Развивать активное внимание.Ход игры: каждый ребёнок получает 2 комплекта карточек: 1 – слова, 2...