Пояснительная записка к программе "Обучение чтению"
рабочая программа по обучению грамоте на тему

Михайлова Ирина Анатольевна

Программа создана для детей 4-7 лет. Цель программы: развитие познавательно-речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

       Дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов  к развивающему обучению. У него появляется желание учиться. Именно старший дошкольный возраст является наиболее эффективным для начала обучению чтению.

        Успешное овладение чтением детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное.

      Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Обучение проводится в игровой ситуации и обстановке увлекательного дела. Интерес ребенка к занятиям поддерживается с помощью разнообразных речевых игр и пособий. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности.

      Программа направлена не только на конечный результат — умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, толерантное отношение к окружающим.

      Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

       Важным условием реализации программы является психолого- педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

      Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции.

      Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение в школе.  

      Успешное овладение чтением детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное. Главное место в обучении детей отведено работе со звуками. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение детей в школе.

     

 Цель программы.

Развитие познавательно-речевой деятельности ребенка.

     Задачи:

Образовательные.

-Дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение).

-Учить выделять слова, как объект изучения.

-Познакомить детей с основными свойствами фонематического строения слова.

-Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков.

-Научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и твердые согласные), сопоставлять слова по звуковому составу.

-Учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.

-Учить детей слиянию слогов в  слова.

-Учить составлять предложения.

-Упражнять в чтении и пересказе .

                                         

Развивающие.

-Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

-Развивать фонематический слух,, совершенствовать звуковую культуру речи.

-Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

-Развивать графические умения.

-Развивать умение и навыки работы ребенка в коллективной учебной и игровой деятельности.

Воспитательные.

-Формирование познавательного интереса.

-Формирование познавательных способностей.

-Прививать любовь к чтению.

-Воспитывать старательность.

-Воспитывать любовь к художественным произведениям.

     Программа создана для детей с 4 до 7 лет. Группы формируются по возрасту: с 4 до 5 лет, с 5 до 6 и с 6 до 7 лет.

     Программа рассчитана на 3 года обучения.

     Желательно, чтобы дети посещали ее с начала до конца учебного года.

     По данной программе могут обучаться все желающие дети, способные обучаться на групповых занятиях.

     Наполняемость группы:8 - 9 человек.

     Программа реализуется по следующему расписанию: 2учебных часа, т. е. 2 занятия в неделю (1 учебный час — с 4 до 5 лет 20 минут, с 5 до 6 лет 25 минут, с 6 до 7 лет 30 минут). В учебном году всего - 64 занятий (64учебных часа) т. к. занятия начинаются с 1 октября.

Условия реализации образовательной программы:

Материальное обеспечение программы.

Занятия проводятся в просторной учебной комнате, имеются большие окна, лампы дневного света. Есть зона с детскими столами -трансформерами в форме трапеций и соответствующего размера деревянными стульчиками, стол для педагога, доска, фланели- граф, стеллаж для наглядных и методических пособий.

Организационные условия.

Программа рассчитана на  3 года обучения.

Желательно, чтобы дети посещали ее с начала до конца учебного года.

Наполняемость группы: 8-9 человек.

Программа реализуется по следующему расписанию: 2 учебных часа, т. е. 2 занятия в неделю (1 учебный час 20-35 минут). В учебном году всего-60 занятий (60 учебных часов) т. к. занятия начинаются с 1 октября.

Методическое обеспечение программы.

Разрезная  азбука, 9 шт.

Счетные палочки, пуговицы (для выкладывания букв).

Рамки вкладыши «Алфавит» 9 шт.

«Живая азбука» 9 шт.

«Волшебная таблица»

Различные штриховки, схемы

Сюжетные картинки

Игры:

«Звуковая цепочка»

«Буквы потеряшки»

«Найди пару»

«Найди букву»

«Разноцветные буквы»

«Складушки»

«Разноцветные мячики»

«Волшебный квадрат»

«Выбери нужную»

«Выбери картинку»

«Расшифруй слово»

«Гласный-согласный»

«Заколдованное слово

«Змейка»

«Придумай слово»

«Что лишнее»

«Медведь и медвежата»

«Мячик смягчитель»

«Твердыш-мякиш»

«Волшебные превращения»

«Отгадай и запиши»

«Проверь букву»

«Ромашка»

«Где звук»

«Какая буква спряталась»

«Закончи предложение»

«Дополни предложение»

«Составь слово»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».

планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Пояснительная записка

В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образо­вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...