Главные вкладки

    «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ»
    презентация по логопедии

    Голубкова Наталия Вячеславовна

    Проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.   

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ» Учитель-логопед: Голубкова Н. В. 2016 г. МОБУ «Полянская ОШ» (дошкольное отделение)

    Слайд 2

    «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса.» (В. Г.Белинский )

    Слайд 3

    В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращают утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ. Поэтому, проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость. Актуальность

    Слайд 4

    Т ип проекта: информационно-практико-ориентированный. Продолжительность: долгосрочный (октябрь – март 2015 – 2016 гг.) У частники проекта: учитель-логопед, дети старшего возраста, педагоги МОБУ, родители. Паспорт проекта

    Слайд 5

    Повышение эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия. Цель проекта:

    Слайд 6

    Формировать на занятиях положительный эмоциональный фон; Способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи; Осуществлять индивидуальный подход в обучении; Воспитывать стремление достичь положительного результата; Совершенствовать разные компоненты речевой системы; Развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Обучать некоторым элементарным действиям на ПК; Развивать мелкую моторику. Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми даёт возможность решать несколько задач:

    Слайд 7

    Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Системный подход к коррекции речевых нарушений. Принцип индивидуального обучения. Принцип игровой стратегии. Принцип воспитывающего обучения. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. Принципы реализации ИКТ на логопедических занятиях:

    Слайд 8

    Вызвать повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей; Активизировать восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников; Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков, преодолеть негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов; Способствовать формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладеть навыками чтения; Тренировать память, внимание и воображение, способствовать общему развитию ребёнка; Уменьшить утомляемость, дольше сохранять работоспособность. Планируемые результаты

    Слайд 9

    Благодаря тому, ч то изображения на экране появляются последовательно, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме; Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным; Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок призов, сопровождающихся звуковым оформлением; Существенно сокращают время на дифференциацию смешиваемых звуков. Преимущества занятий с использованием презентаций в программе Power Point :

    Слайд 10

    Microsoft Word – работа с документами; Microsoft Point – работа с изображениями; Microsoft Power Point – презентации (педагогические советы, семинары, проекты); Microsoft Office Publisher – информация для всех участников педагогического процесса. В своей работе использую различные программы:

    Слайд 11

    При объяснении нового материала; При закреплении материала; При повторении; При обобщении; При обследовании; В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия; В коррекционной работе на лексическом уровне; В коррекционной работе на синтаксическом уровне; В коррекционной работе по развитию связной речи. Использование ИКТ помогает:

    Слайд 12

    Изучение ИКТ-технологий; Подбор и анализ информации по данной теме; Определение уровня сформированности представлений дошкольников о компьютерной грамотности; Определение интересующих детей вопросов по теме компьютерных игр; Анкетирование родителей по теме: «ИКТ в логопедической работе»; Посещение курсов «Использование ИКТ на логопедических занятиях в дошкольной образовательной организации» на базе ИРО; Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Организация деятельности проекта подготовительный этап:

    Слайд 13

    Сбор материала для компьютерных игр; Изготовление логопедических компьютерных игр . Основной этап:

    Слайд 14

    Индивидуальная работа на этапе выполнения артикуляционной гимнастики Непосредственная образовательная деятельность

    Слайд 15

    Работа на этапе постановки звуков:

    Слайд 16

    Работа на этапе автоматизации звуков:

    Слайд 17

    Пальчиковая гимнастика Звуко - буквенный анализ

    Слайд 18

    Работа в группе с применением интерактивной доски

    Слайд 19

    Открытое занятие для родителей с применением ИКТ технологий

    Слайд 21

    Данные по анкетированию 1 вопрос Да – 68% Нет – 2% Затрудняюсь ответить – 28% Другого – 0% 2 вопрос Да – 95% Нет – 0% Нет необходимости – 5% Другое – 0% 3 вопрос Игр – 73% Просмотра мультфильмов, фильмов – 15% Презентаций – 5% Не используют – 5% 4 вопрос Один – 39% С родителями – 44% С друзьями – 5% Не играет – 10% 5 вопрос Менее 30 мин. – 8% 30 мин. – 13% 1 час – 31% 2 часа – 28% Более 3 часов – 18% 6 вопрос Да – 79% Нет – 10,5% Нет необходимости – 10,55 Другое – 0% 7 вопрос Да – 60,5% Помогают родителям объяснить задание – 45% Дают возможность закрепить материал, а также объяснить детям, которые часто болеют – 24% Не вижу смысла – 21%

    Слайд 22

    Работа воспитателя с применением интерактивной доски

    Слайд 23

    Консультация для педагогов с применением ИКТ технологий

    Слайд 24

    Создание игротеки логопедических ИКТ игр; Применение игр в работе учителя-логопеда; Конструктивный анализ выполненной работы; Подведение итогов; Публичная презентация проекта. Заключительный этап

    Слайд 25

    Рекомендуемые дни занятий на компьютере: вторник, среда. Рекомендуемое время для занятий на компьютере: первая половина дня – оптимальна; вторая половина дня – допустима. Максимальное время работы на компьютере: для детей 6 лет – 15 мин. в день; для детей 5 лет – 10 мин. в день. Недопустимо проводить занятия во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха. В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж . (специальные упражнения для глаз). Гигиенические нормы работы за компьютером

    Слайд 26

    Использование в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий способствовало формированию чёткости и разборчивости речи, нормализации звукопроизношения, коррекции и развитию неречевого и речевого слухового гнозиса , формированию и развитию звукового анализа и синтеза и фонематических процессов, коррекции лексико-грамматических компонентов речи. А также повысилась мотивация дошкольников к логопедическим занятиям, возрос интерес родителей к логопедической работе, и как следствие высокая результативность логопедической работы. Достигнутые результаты

    Слайд 27

    Важно понимать, что использование только одного направления ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. И в заключении мне хотелось бы напомнить слова Конфуция: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и понимаю. Я делаю – и постигаю». Заключение

    Слайд 28

    Журнал Справочник старшего воспитателя 2015г. февраль ; Интернет ресурсы; Фото из личного архива; Авторские логопедические игры . Информационные источники:

    Слайд 29

    Игра 1 , 2 , 3

    Слайд 30

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Доклад

    1 слайд.

     Проект «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ»

    2 слайд.

     Начать своё выступление мне хотелось бы со слов Виссариона Григорьевича Белинского «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса.»

    3 слайд. Актуальность данной темы.

    В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

            Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращают утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

            Поэтому, проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.  

    4 слайд. Паспорт проекта.

    Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

            Продолжительность: долгосрочный (октябрь – март 2015 – 2016 гг.)

            Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего возраста, педагоги МОБУ, родители.

    5 слайд. Цель проекта. 

    Повышение эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия.

    6 слайд. Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми даёт возможность решать несколько задач:

    •  Формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;
    • Способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;
    • Осуществлять индивидуальный подход в обучении;
    • Воспитывать стремление достичь положительного результата;
    • Совершенствовать разные компоненты речевой системы;
    • Развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
    • Обучать некоторым элементарным действиям на ПК;
    • Развивать мелкую моторику.

    7 слайд. Принципы реализации ИКТ на логопедических занятиях:

    • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
    • Системный подход к коррекции речевых нарушений. Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
    • Принцип индивидуального обучения. Компьютерные технологии предназначены как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий, что позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка.
    • Принцип игровой стратегии. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи.
    • Принцип воспитывающего обучения. Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей-логопатов волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата.
    • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде оценочных шкал, в устной форме.

    8 слайд. Планируемые результаты: 

    • Вызвать повышенный интерес и положительный эмоциональный настрой у детей;
    • Активизировать восприятие, познавательную и мыслительную деятельность дошкольников;
    • Ускорить процесс постановки и автоматизации звуков, преодолеть негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;
    • Способствовать формированию навыка звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладеть навыками чтения;
    • Тренировать память, внимание и воображение, способствовать общему развитию ребёнка;
    • Уменьшить утомляемость, дольше сохранять работоспособность.

    9 слайд. Преимущества занятий с использованием презентаций в программе Power Point:

    •  Благодаря тому, что изображения на экране появляются последовательно, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объёме;
    • Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
    • Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
    • Существенно сокращают время на дифференциацию смешиваемых звуков.

    10 слайд. В своей работе я использую различные программы:

    • Microsoft Word – работа с документами;
    • Microsoft Point – работа с изображениями;
    • Microsoft Power Point – презентации (педагогические советы, семинары, проекты);
    • Microsoft Office Publisher – информация для всех участников педагогического процесса.

    11 слайд. Использование ИКТ помогает:

    • При объяснении нового материала;
    • При закреплении материала;
    • При повторении;
    • При обобщении;
    • При обследовании;
    • В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия;
    • В коррекционной работе на лексическом уровне;
    • В коррекционной работе на синтаксическом уровне;
    • В коррекционной работе по развитию связной речи.

    12 слайд. Организация деятельности проекта.

    Подготовительный этап. 

    • Изучение ИКТ-технологий;
    • Подбор и анализ информации по данной теме;
    • Определение уровня сформированности представлений дошкольников о компьютерной грамотности;
    • Определение интересующих детей вопросов по теме компьютерных игр;
    • Анкетирование родителей по теме: «ИКТ в логопедической работе»;
    • Посещение курсов «Использование ИКТ на логопедических занятиях в дошкольной образовательной организации» на базе ИРО;
    • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

    13 слайд. Основной этап.

    • Сбор материала для компьютерных игр;
    • Изготовление логопедических компьютерных игр.

    14 слайд. Непосредственная образовательная деятельность.

    Индивидуальная работа на этапе выполнения артикуляционной гимнастики.

    15 слайд. Работа на этапе постановки звуков.

    16 слайд. Работа на этапе автоматизации звуков.

    17 слайд. Пальчиковая гимнастика и звукобуквенный анализ.

    18 слайд. Работа в группе с применением интерактивной доски.

    19 слайд. Открытое занятие для родителей с применением ИКТ технологий.

    20 слайд. Анкета для родителей. 

    Цель данного анкетирования – узнать мнение родителей о значимости использования компьютерных технологий в педагогической практике нашего ДОУ, а также повышение педагогической  и психологической культуры родителей.

    21 слайд. Данные по анкетированию.

    О положительном отношении к применению ИКТ в логопедической работе свидетельствуют результаты проведённого анкетирования семей воспитанников. Так на вопрос № 1 «Считаете ли Вы внедрение ИКТ в дет. саду необходимостью современной жизни?» «Да» ответили 68% опрашиваемых, «Нет» ответили 2 %. На вопрос № 6 «Считаете ли Вы, что грамотное использование ИКТ на логопедических занятиях может повлиять на речевое развитие ребёнка в лучшую сторону?» «Да» ответили 79 %, «Нет» ответили 10,5%.

    22 слайд. Работа воспитателя с применением интерактивной доски.

    Педагоги также активно используют на своих занятиях ИКТ. Это позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией.

    23 слайд. Консультация для педагогов с применением ИКТ технологий.

    Использование компьютерной программы  Power Point помогает в совместной работе с педагогами, а именно: повышает эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада, делает мастер-классы увлекательными и полезными.

    24 слайд. Заключительный этап.

    • Создание игротеки логопедических ИКТ игр;
    • Применение игр в работе учителя-логопеда;
    • Конструктивный анализ выполненной работы;
    • Подведение итогов;
    • Публичная презентация проекта.

    25 слайд. Гигиенические нормы работы за компьютером.

    При использовании компьютерных программ на занятиях логопеду необходимо знать правила безопасной работы с компьютером. Недопустимо использовать в работе с детьми старые модели компьютеров. Важно соблюдать нормы СанПина.

    • Рекомендуемые дни занятий на компьютере: вторник, среда.
    • Рекомендуемое время для занятий на компьютере: первая половина дня – оптимальна; вторая половина дня – допустима.
    • Максимальное время работы на компьютере: для детей 6 лет – 15 мин. в день; для детей 5 лет – 10 мин. в день.
    • Недопустимо проводить занятия во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.
    • В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж. (специальные упражнения для глаз).

    26 слайд. Достигнутые результаты.

    • Использование в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий способствовало формированию чёткости и разборчивости речи, нормализации звукопроизношения, коррекции и развитию неречевого и речевого слухового гнозиса, формированию и развитию звукового анализа и синтеза и фонематических процессов, коррекции лексико-грамматических компонентов речи.
    • А также повысилась мотивация дошкольников к логопедическим занятиям, возрос интерес родителей к логопедической работе, и как следствие высокая результативность логопедической работы.

    27 слайд. Заключение.

    • Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом.
    • Используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.
    • И в заключении мне хотелось бы напомнить слова Конфуция: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и понимаю. Я делаю – и постигаю».

    28 слайд. Информационные источники.

    • Журнал Справочник старшего воспитателя 2015г, февраль.
    • Интернет ресурсы;
    • Фото из личного архива;
    • Авторские логопедические игры

    29 слайд. Картинка – переход к практической части.

    А сейчас мне хотелось бы перейти к практической части и представить вам авторские логопедические игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

    ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

    Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

    Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

    Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

    Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

    Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

    Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

    Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

    Анализ коррекционно-развевающей среды кабинета....


     

    Комментарии

    Голубкова Наталия Вячеславовна

    Практическая часть данной презентации будет опубликована отдельно.