Конспект лексико-грамматического занятия "Овощи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гусева Марина Владимировна

Лексико-грамматическое занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

лексико-грамматического

подгруппового занятия

в старшей группе

компенсирующей направленности

по теме: «Овощи»

                                                                 

Задачи:

 Образовательная:

1.Учить детей согласованию числительного и существительного в ед. ч. , м н.ч. в Р.п.

2. Учить подбирать антонимы.

3. Закреплять знания, умения, навыки по лексической теме» Сад, огород.»

4.Закреплять умения правильно употреблять в речи предлоги (в , под).

5.Закреплять умение определять по внешнему виду овощей и фруктов их вкусовые качества.

Коррекционно - развивающая:

1.Совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения.

2. Развивать зрительное и слуховое внимание.

3. Развивать общую и мелкую моторику.

4. Развивать логическое мышление, память, внимание.

5. Развивать диалогическую речь.

Воспитательная:

1.Воспитывать доброе отношение к труду взрослых на огороде.

2.Воспитывать положительное отношение к занятию, доброжелательное отношение друг    к другу.

3. Воспитывать умение создавать определенное эмоциональное настроение

                                               Ход занятия:

1. Сегодня  к нам на занятие пришел Ёжик и принес с собой корзинку. А что же в ней лежит? Я думаю, сейчас нам Ёжик покажет.

Ёжик: « Здравствуйте, ребята!  Вам интересно узнать, что у меня в корзине?  Тогда отгадайте загадки.

Что за скрип? Что за хруст?                Он круглый и красный,

Это что ещё за куст?                              Как глаз светофора.

Как же быть без хруста,                        Среди овощей нет сочней …

Если я … (капуста)                                        (помидора)

Он никогда и никого                                Пушистый и зеленый хвост

Не обижал на свете.                                  На грядках горделиво рос.

Чего же плачут от него                            Ухватился Ваня ловко:

И взрослые и дети?                                   - Вылезай на свет ….

(лук)                                                                      (морковка)

Он и в дождик, он и в зной                       Ходит солнышко высоко,

Прячет клубни под землей.                      Наливает сладким соком.

Клубни вытянешь на свет –                    И, как смирные ребятки,

Вот и ужин, и обед.                                    Все они сидят в початке.

(картофель)                                                        (кукуруза)

Летом в огороде

Свежие, зеленые.

А зимою в бочке

Крепкие, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас???

(огурцы)

Ёжик: « Молодцы, ребята, отгадали мои загадки. А как же назвать одним словом все то, что я принес в корзине.  (Овощи)

2.  Ёжик: « Скажите, а вы знаете, где растут овощи?»   (В огороде)

« Какие ещё овощи вы знаете?» ( Кабачок, баклажан, тыква, свекла, перец, горох, чеснок, фасоль)

3.  Ёжик: « Ребята, давайте назовем наши овощи ласково».

Огурец – огурчик;                помидор - …;         баклажан -  ...;       капуста - …;

картошка - …;        морковь - …;          лук - …;         чеснок - …

4. Динамическая пауза.

                                                           Капуста.

Тук! Тук! Тук!                Перетерли, посолили

Раздается в доме стук.                  И набили плотно в кадку.

Мы капусту нарубили,                   Все теперь у нас в порядке.

5.  Ёжик: « Ребята, представьте, что у нас с вами много овощей».

Один огурец – много огурцов;                       одна картошка - много …;

одна морковь – много …;                               один кабачок - много …;

одна луковица  – много…;                                           один перец – много …  .

6.  Ёжик: « Давайте поиграем в игру: «Скажи наоборот»

Большая  тыква – маленькая тыква;         длинный огурец - …;

мелка свекла - …;                  горький перец - …;          крупный помидор - …   .

7.  Ёжик: « У моего друга, Зайчика, тоже есть огород. Сейчас, я вам расскажу, что растет у него в огороде на грядке, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Узнаем кто из вас самый внимательный.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад!

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

Упражнение "Послушай, запомни, назови" на развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

                                                      Посадила баба Фекла

В огороде лук да свеклу.

А любимый внук Антошка

Посадил чеснок с картошкой,

И морковку, и капусту,

Чтобы борщ был летом вкусный.

Не забыл про помидоры:

Посадил их вдоль забора.

Огурцы, укроп, петрушку -

Чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород

Требует больших хлопот.

Бабка Фекла в борщ кладет

Все, что у нее растет.

8.  Ёжик: « У меня есть еще один друг -  Крот.  Только он живет под землей и плохо видит, а ему очень хочется узнать, как выглядят овощи, которые растут на земле».  

Огурец (какой?) – зеленый, овальный, твердый, шершавый, вкусный, сочный.

Помидор (какой?) – красный, круглый, гладкий, мягкий, сочный…

9. Пальчиковая гимнастика.

Удары по столу подушечками пальцев, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.

А) Посадили мы картошку:

Мама – в поле,

Я – в саду.

Мама – много,

Я – немножко.

Я – всего одну гряду.

Б) У девчушки Зиночки, овощи  в корзиночке (дети делают ладошки корзинкой)

Вот пузатый кабачок, положила на бочек,

Перец и морковку уложила ловко.

Помидор и огурец (сгибают пальцы)

Наша Зина молодец (выставляют большой палец).

10. Ёжик: « Давайте поиграем с вами в прятки, а прятаться у нас будут овощи».

« Скажите  чего нестало?».

 (Перед детьми на столе выставляются овощи.  Дети закрывают глаза, один из предметов убирается).

Нестало баклажана,     нестало помидора,    нестало огурца,   нестало моркови,

Нестало лука,    нестало  капусты,     нестало перца, …

11.  Ёжик: « Послушайте внимательно, какое слово отличается от других?»

Лук, лук, плуг, лук.

Огурец, огурец, молодец, огурец.

Редис, редис, кипарис, редис.

Репка, репка, кепка, репка. 

12.  Ёжик: « Ответьте, пожалуйста, на вопросы полным предложением».

Где растет капуста?  (Капуста растет  на грядке)

Куда сложили огурчики? (Огурчики сложили в банку)

Где посадили картошку?  (Картошку посадили в огороде)

Куда закатилась тыква?  (Тыква закатилась под стол)

Куда сложили помидоры?  (Помидоры сложили в корзину)

13. Ёжик: «Скажите, как будет называться  сок из моркови – морковный,   из свеклы – свекольный, из тыквы – тыквенный, суп из гороха – гороховый, салат из овощей – овощной, салат из огурцов – огуречный, сок из помидор - томатный …

14.  Ёжик: « Ребята, мне очень понравилось ваше занятие. Вы правильно отвечали на мои вопросы; рассказали моему другу Кроту об овощах, растущих на грядке; были очень внимательны, когда играли в прятки с овощами. Но мне пора отправляться к себе в лес».

Логопед: « Давайте поблагодарим Ёжика, за его интересные загадки и вопросы .

                     Ёжик, приходи к нам снова, нам было очень интересно» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...

Конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР.

Конспект   образовательной деятельности для детей...

конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР "Незнайка и его друзья"

Занятие составлено в форме путешествия, в котором дети перевоплощаются в героев книги Н. Носова и выполняют различные задания. В занятие включены задания на развитие связной речи, на расш...

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».

Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать пс...

Конспект лексико-грамматического занятия по теме: "Новогодняя елка"

Конспект лексико-грамматического занятия по теме: "Новогодняя елка"...

Конспект лексико-грамматического занятия по теме "Домашние животные и их детеныши".

Данный конспект содержит игры и упражнения по теме "Домашние животные и их детеныши"...