конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР "Незнайка и его друзья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

   Занятие составлено в форме путешествия, в котором дети перевоплощаются в героев книги Н. Носова и выполняют различные задания. В занятие включены задания на развитие связной речи, на расширение и активизацию словаря, на употребление предлогов, на подбор антонимов и др.    Перед проведением занятия необходимо познакомить детей с книгой Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей", подготовить головные уборы для весёлых человечков, подобрать музыкальное сопровождение. Тогда занятие получится весёлым, интересным, увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neznayka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Лексико – грамматического  занятия

для детей с ОНР

«Незнайка и его друзья».

Оборудование: книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»,  

                           головные уборы для героев, набор предметов для

                           каждого героя,  мяч, магнитофон, предметные картинки.

Задачи: - расширение и активизация словаря;

               - работа по развитию связной речи;

               - употребление существительных в форме дательного падежа

                 единственного числа;

               - употребление предлогов «до»,  «между»,  «после».

               - подбор к словам антонимов;

               - развитие памяти, внимания, логического мышления.

! Перед проведением занятия дети должны посмотреть мультфильм про весёлых человечков, воспитатель читает детям главы из книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Ход занятия

1.Огр. момент.

Логопед стоит в средине группы, вокруг него дети. Логопед  предлагает  детям послушать песенку  (звучит песенка весёлых человечков) и задаёт вопросы, на которые дети отвечают полным предложением:

- Чья это песенка?

- Герои  какой книги  весёлые человечки?

-  Кто написал эту книгу?

- Назовите имена весёлых человечков?

- Где живут весёлые человечки?

- Вам нравятся эти человечки?

Сегодня  мы  с  вами  превратимся в весёлых человечков и отправимся в путешествие.

Логопед берёт со стола различные головные уборы и надевает их детям.

(дети должны вспомнить, чей это головной убор: синяя шапочка Незнайки, белый колпак Пилюлькина, красный берет Тюбика, очки Знайки, кожаный шлем и кепка Винтика и Шпунтика, белый бант с жёлтой  серединкой  для Ромашки).

Логопед: «Вас просто не узнать! Теперь вы Коротышки из Цветочного города!

Пора отправляться в путешествие!

Дети садятся на стульчики.

2.Логопед: «В путешествие каждый из вас возьмёт с собой самые нужные вещи.

Подходите к столу и выбирайте».

На столе разложены различные предметы, дети по очереди подходят к столу и выбирают. При этом каждый ребёнок громко говорит:

« Я – Тюбик. Я люблю рисовать. Мне нужны кисточка, альбом, краски».

«Я – Знайка. Я люблю учиться. Мне нужны книга, ручка, тетрадь».

«Я – Пончик. Я люблю покушать. Я возьму конфетку, сухарик, баранку».

«Я – Ромашка. Я Люблю ухаживать за растениями. Мне нужны лейка, ведёрко, совочек».

«Я – доктор Пилюлькин. Я лечу людей. Я возьму с собой бинт, йод, вату».

«Я – Незнайка. Я люблю играть. Я возьму мячик и машинку».

«Мы – Винтик и Шпунтик. Мы любим ремонтировать машины. Нам нужны гайки, отвёртка, шурупы».

3. Логопед: «Закройте глаза! Мы уже в пути, через несколько минут мы попадём в Цветочный город. Чтобы здесь остановиться, надо выполнить несколько заданий:

 Задание1.

 «У каждого из вас на столе лежат по две картинки. Переверните их и посмотрите, что нарисовано. У меня на доске есть лесенка. На верхнюю ступеньку поставьте картинки, в названии которых звук «Р» стоит в начале слова, на среднюю – звук «Р» в средине слова и на нижнюю – звук «Р»  в конце слова».

Дети самостоятельно выполняют задание, после чего все вместе проверяют.

 Задание2.

  Логопед предлагает детям подобрать к словам антонимы (слова-наоборот). Сначала ребёнок подбирает к показанной картинке противоположную (из выставленных на доске), а затем вспоминает подходящее слово:

Большой – маленький

Чистый – грязный

Широкий – узкий

Холодный – горячий и т.д.

 Задание 3.

  Логопед просит детей встать в определённом порядке, используя предлоги «перед», «после», «между».

  «Пончик встанет перед Знайкой,  Тюбик после Ромашки, Пилюлькин между Винтиком и Шпунтиком».

  Дети занимают свои места, затем каждому ребёнку логопед задаёт вопрос, на который надо ответить полным предложением:

«Пончик! После кого ты стоишь?»

«Знайка! Между кем ты стоишь?»

Логопед: « Мы прекрасно справились со всеми заданиями, нам можно остаться в городе Знаний. Давайте все вместе потанцуем!

Звучит  «Песенка весёлых человечков», дети танцуют, двигаясь по кругу.

4. Логопед: «А теперь мы поиграем в игру с мячиком».

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч, громко называя соседа (смотрим на шапочки) и запоминая его.

 «Я даю мяч Незнайке.  Я даю мяч Пончику и т.д.»

После чего дети разбегаются, меняются местами и строят новый круг. Затем каждый ребёнок вспоминает, кто был его соседом и отдаёт ему мяч, проговаривая «я давал мяч Незнайке, я давал мяч Винтику и т.д.

 Если никто не ошибся, мяч возвращается к логопеду. (Логопед стоит в кругу и начинает игру).

5. Составление небольшого рассказа – описания.

У логопеда за ширмой спрятано несколько предметов ( мяч, книга, лейка, краски, молоточек, градусник). Логопед по очереди вызывает «весёлых человечков» и просит рассказать о своём любимом предмете, не называя его.

Ребёнок  составляет небольшой рассказ – описание, а остальные дети угадывают, о чём он говорит.

«Он круглый, резиновый, красный с синей полосой, им можно играть в футбол» и т.д.

6.Итог.

Логопед: «Вот и закончилось наше путешествие в Цветочный город. Мы узнали много нового, нашли хороших друзей, поиграли, повеселились и снова стали детьми. Вам понравилось наше путешествие?

Тогда в следующий раз мы отправимся в другой сказочный город!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...

Конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР.

Конспект   образовательной деятельности для детей...

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».

Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать пс...

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...