Конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР.
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Мамедова Ольга Сергеевна

                       Конспект

   образовательной деятельности для детей

   с ОНР    (I год обучения 5-6 лет) на тему:

     «Деревья осенью. Родительный падеж 

     единственного числа существительных

          без предлога и с предлогом У»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_detey_s_onr_v_starshey_gruppe.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

   

            Конспект 

   образовательной деятельности для детей

   с ОНР    (I год обучения 5-6 лет) на тему:

     «Деревья осенью. Родительный падеж  

     единственного числа существительных

          без предлога и с предлогом У»

      учителя-логопеда МДОУ «Детский

 сад комбинированного вида №1 «Ласточка»

             Мамедовой Ольги Сергеевны.

Тема:         Деревья осенью. Родительный падеж единственного числа  

                   существительных без предлога и с предлогом У.        

Цель:          формирование речевых и творческих  способностей детей.

Задачи:       1. Коррекционно-образовательные:

Активизация    предметного словаря и словаря признаков

по теме: «Деревья».

Упражнять в образовании родительного падежа

единственного числа существительных.

Закрепить понимание и употребление предлога У.

                    2.  Коррекционно-развивающая:

Развивать пальчиковую  моторику, слуховое внимание,

                                память и логическое  мышление.

                    3. Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Формирование целостной картины мира», «Здоровье», «Художественное творчество»

Форма: фронтальное занятие.

Место проведения: логопедический кабинет.

Оборудование:  Шаблоны  деревьев (рябина, дуб, клён, осина, сосна, берёза, ель). Схема признаков осени. Картинки, на которых изображены ветки с плодами, листьями или хвоей, предметные картинки деревьев. Плоды осенних деревьев (шишки, жёлуди, яблоки, серёжки от берёзы, ягоды рябины). Игрушка Лесовичок. Корзинка. Альбомные листы, на которых  изображены контур листьев и цветные карандаши по кол–ву детей.

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.

Ход занятия:   

                           I. Орг. Момент. 

Встали в круг. Отгадайте загадку.

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает?

(Дети: «Осенью»)

                           II. Беседа об осени и деревьях.

-Ребята, сейчас мы закроем глаза и на счёт 1, 2, 3 окажемся в осеннем лесу. (Звучит фонограмма).

-Посмотрите, как красиво в осеннем лесу (кабинет украшен шаблонами осенних деревьев: рябина, дуб, клён, осина, сосна, берёза, ель).

А кто мне назовёт признаки осени? (Выставляю схему признаков осени см. приложение).

Дети отвечают: «Солнце не греет; небо серое, хмурое, дни становятся короче, идут дожди; с деревьев падают листья, начинается листопад; дикие животные готовятся к зиме; перелётные птицы улетают в тёплые края; люди и звери делают запасы на зиму.

Читаю стихотворение:

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь-

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья,-

Дождь из листиков и я.

(Дети изображают деревья и листья).

- Ребята, что это за деревья в осеннем лесу? Беседа о каждом дереве, дети отвечают сами: « Это берёза, ствол тонкий, стройный, белый. Листья округлой формы. Это осина, ствол серый, листья круглые. И т.д. про каждое дерево.

- Дети, берёза, рябина, дуб, клён, осина – это лиственные деревья, а сосна, ель- хвойные деревья.

- Ой, ребята кто-то ругается. Да это же Лесовичок.

- Лесовичок, мы деревья не ломаем.

-Дети, кто скажет, как нужно обращаться с деревьями? (Ответы детей: нельзя ломать веточки, срывать листья, отрывать кору с деревьев и т.д.). Правильно дети, ведь деревья нужны для того, чтобы был чистый воздух, чтобы птицы вили себе гнёзда.

Молодцы дети и Лесовичок вас хвалит. Садимся на брёвнышко (из стульев имитация бревна).

                          III. Закрепление употребления родительного падежа

                                единственного числа существительных.

На пенёчке лежат картинки, на которых изображены ветки и листья.

- Сейчас, мы поиграем в игру «С какого дерева ветка или лист», а Лесовичок посмотрит какие  вы внимательные.

- Дети, по моей команде возьмёте  себе по одной картинке. 1,2,3 картинку возьми. Вы должны назвать с какого дерева  ветка или лист и положить под дерево. Эта ветка сосны. А у вас? (Слежу за правильным проговариванием фраз: «Это ветка клёна, рябины, дуба, берёзы и т.д. Дети кладут свою картинку под своё дерево).

Молодцы!

                          IV. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,          (Сжимают и разжимают кулачки).

Будем листья собирать.

Листья берёзы,                              (Загибают пальчики, начиная с

Листья рябины,                                     большого).

Листики тополя,                  

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.     (Хлопки в ладоши).

 

                           V. Закрепить названия деревьев в родительном  

                               падеже единственного числа с предлогом У.

- Ребята, Лесовичок нам собрал в корзину плоды  осенних деревьев.

Посмотрим, что тут есть.        

- Хвоя – у сосны. Теперь ты Маша. (Достаёт из корзины шишку и

отвечает – у ели; жёлуди - у дуба; серёжки - у берёзы; яблоки - у яблони, ягоды – у рябины).

- Молодцы дети!

                       VI. Физминутка «Листья».

Листья осенние тихо кружатся,        (Кружатся на цыпочках, руки

                                                               в стороны).

Листья нам под ноги тихо ложатся  (Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят,     (Движения руками вправо- влево).

Будто опять закружиться хотят.         (Поднимаются, кружатся).

-Ребята, сейчас мы закроем глаза и на счёт 1, 2, 3 окажемся в детском саду и Лесовичок вместе с нами. (Звучит фонограмма).

Молодцы! Садимся на свои места.

VII. Игра «Чего не стало» - упражнение в образовании

и употреблении родительного падежа единственного числа существительных.

- Сейчас мы покажем Лесовичку, какие мы внимательные (расставляю картинки, на которых изображены деревья).

-Давайте вспомним названия деревьев (клён, дуб, осина, рябина, сосна, ель). Назовите одним словом (деревья). Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. (Слежу за проговариванием детьми ответов: не стало сосны, не стало клёна, не стало рябины и т.д.).

Договаривание предложений названиями деревьев в родительном падеже единственного числа.

- Дети, наш Лесовичок попросил помочь ему. Он допускает ошибки в предложениях, когда говорит про деревья.  Поможем Лесовичку исправить ошибки в его предложениях? (Да). Слушайте внимательно.

Таня подняла лист (клён).- (Дети исправляют: Таня подняла лист клёна).

 Ваня увидел лист (берёза).- (Ваня увидел лист берёзы).

Сухие листья (рябина).- (Сухие листья рябины).

Красивые жёлуди (дуб).- (Красивые жёлуди дуба).

Ветер шелестел листьями (осина).- (Ветер шелестел листьями осины).

В траву упали шишки (сосна).- (В траву упали шишки сосны).

К земле наклонились ветки (ель).- (К земле наклонились ветки ели).

Молодцы дети!

                      IX. Раскрась «Оcенние листья».

 -Дети, давайте сделаем для Лесовичка подарок. У вас на столах лежат альбомные листы, на них изображены листочки от разных деревьев. Вы раскрасьте листочки  разным цветом: красным, зелёным, жёлтым, коричневым. Молодцы!

- А теперь скажите, с какого дерева листья у вас?

(Дети отвечают: листочек берёзы, клёна, осины и т.д.). Давайте наши рисунки подарим Лесовичку. А вас Лесовичок угощает яблочками лесными.

 Итог занятия.

- А сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный. Кто вспомнит, где мы сегодня были? В какие игры мы играли? Ребята, давайте скажем Лесовичку  до свиданья. Занятие закончено.

 

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...

конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР "Незнайка и его друзья"

Занятие составлено в форме путешествия, в котором дети перевоплощаются в героев книги Н. Носова и выполняют различные задания. В занятие включены задания на развитие связной речи, на расш...

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».

Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать пс...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"

Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...