Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии

Трофимова Алина Михайловна

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является наиболее актуальной. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mo.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда»

Подготовила:

Учитель – логопед

МАДОУ №36

«Мальвина»

Трофимова А.М.


г. Южно-Сахалинск

2019г.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического, физиологического и речевого развития, что заставляет задуматься над необходимостью применения методов и приемов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является наиболее актуальной. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, а также познавательных процессов. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления воспитанников детского сада. Таким образом применение здоровьесберегающих технологий способствуют оздоровлению всего организма ребенка, создаёт психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использовала следующие направления коррекционной работы:

Три направления работы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. Коррекционные технологии;

3. Технологии обучения здоровому образу жизни.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся различные виды гимнастики:

артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз.

Артикуляционная гимнастика – упражнения, способствующие укреплению мышц АА и развитию силы, ловкости и дифференцированности данного органа.

С помощью арт. гимнастики:

-Улучшается кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

Необходимость повторять одно и тоже движение продолжительное время утомляет ребенка, вызывает апатию к занятиям. Поэтому я использую элементы биоэнергопластики, которые создают положительный эмоциональный настрой, способствуют речевому развитию, вносят разнообразие в логопедическую работу с детьми младшего дошкольного возраста.

Метод «Биоэнергопластики» – сочетание традиционных упражнений арт. гимнастики с движениями кистей рук. Данные упражнения помимо развития гибкости и пластичности органов артикуляционного аппарата способствуют развитию координации движений и мелкой моторики, переключения и распределения внимания, саморегуляции, организации и включению детей в работу на занятии, сначала с одной рукой, потом переходят к одновременным движениям двух рук. Здесь главное условие – точное выполнение всех движений (тренировка нижней челюсти, губ, языка).

Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Повышается общий тонус ребенка и сопротивляемость, закаленность и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы; развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается лимфо- и кровообращение в легких, деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения

Правильное речевое дыхание – это основа для нормального звукопроизношения, и речи в целом, т. к. некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Поэтому применяю дыхательные упражнения на каждом занятии.

Все упр. имеют свой игровой сюжет, вызывают положительные эмоции, повышают интерес к дыхательной гимнастике, способствуют развитию творческого воображения, фантазии.

Гимнастика для глаз – проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма, глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, является средством профилактики нарушения зрения.

Релаксационные расслабляющие упражнения снимают напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата, развиваются процессы саморегуляции, осознанная двигательная активность.

Психогимнастика учит управлять различными эмоциями и чувствами. Подобные игры помогают преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дают возможность самоутвердиться.

К коррекционным технологиям относятся логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры.

Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.

Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности предшествует речевой активности детей. Эти упражнения и игры развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Пальчиковые гимнастики позволяют активизировать работоспособность головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: самомассаж, массаж биологически активных зон.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, в частности речевой зоны, расположенной вблизи с зоной руки, поэтому в работе использую игры по самомассажу рук.

Самомассаж применяется перед или после артикуляционной гимнастики, используется как физкультминутка.

Использование приёмов самомассажа при коррекции звуков помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, т. к. проводится также в игровой форме, подготавливает речевой аппарат, развивает речь.

Ребенок развивается в движении. В связи с этим широко применяю динамические упражнения, паузы, физкультминутки. Они хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).

В планах - продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста

О формировании у детей дошкольного возраста  в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии для детей младшего дошкольного возрас...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие"

Занятие направлено на ознакомление  детей с лекарственными растениями, которые способствуют  укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

Конспект игровой ситуации с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми младшего дошкольного возраста "Айболит и Мойдодыр"

В младшей группе № 10 прошла открытая организованная игровая ситуация с детьми младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий для молодых педагогов  нашего МДОУ....

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста»

Большинство взрослых людей знают, что здоровье человека закладывается с раннего детства и нуждается в тщательной заботе на протяжение всей его жизни. Причём заботиться надо как о физическом, так и о д...