Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Елена Михелева

Большинство взрослых людей знают, что здоровье человека закладывается с раннего детства и нуждается в тщательной заботе на протяжение всей его жизни. Причём заботиться надо как о физическом, так и о духовном состоянии.

Согласно данным научных исследований здоровье обуславливается на:

на 50% - образом жизни

на 20% - наследственностью

на 20% - состоянием окружающей среды

и примерно на на 10% - возможностями медицины.

Вот и получается, что здоровый образ жизни играет большую роль для человека.

Здоровый образ жизни это есть поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья.

У детей здоровье занимаем самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ребёнку сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, и что запас здоровья, имеющийся у него, ограничен. И только когда маленький человек будет осведомлён о важности ЗОЖ, он быстрее перенесёт переданный взрослым опыт в самостоятельную деятельность, разумнее будет относиться к своей жизни и своему здоровью. Следовательно, важно с раннего детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, научить разумно и бережно относиться к своему здоровью.

Для формирования здорового образа жизни у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Вся работа по здоровьесбережению в ДОУ осуществляется комплексно, в течение всего дня. Используются, как и у всех разнообразные здоровьесберегающие технологии:

  • спортивные досуги, праздники;
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • прогулки –походы;
  • эстафеты-соревнования;
  • спортивные и подвижные игры на прогулке;
  • занятийная деятельность по ЗОЖ.

О некоторых я хочу вам рассказать.

Каждое утро начинается с утренней гимнастики на свежем воздухе.

Цель которой - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу

Зарядка для детей на улице - это прекрасный способ взбодриться, насытить организм кислородом и снабдить энергией. Это одновременно и закаливание, и повышение мышечного тонуса.

А регулярное проведение утренней гимнастики на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

К тому же, зарядка утром на улице – это необыденное и интересное начало дня.

Проведение гимнастики на свежем воздухе определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от климатических условий. Если погода не даёт возможности провести гимнастику на улице, то проводим в хорошо в проветриваемом зале.

Гимнастика проводиться с предметами и без.

А заканчивается комплекс звуковой дыхательной гимнастикой. Так как для эффективности звуковую гимнастику необходимо по возможности проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. При выполнении дыхания со звуком в организме происходят биохимические процессы: появляется ощущение теплоты во всем теле.

В занятийную деятельность включаем кинезиологические упражнения. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.

Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» проводиться за столом.

Дети с удовольствием меняют три положения руки — кулак-ребро-ладонь. Предлагаем выполнять сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Затем предлагаем самим давать себе команды(кулак -ребро-ладонь).

Упражнение «Ухо-нос»

Предлагаем детям левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Проводим с детьми дыхательные кинезиологические упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Упражнение «Дышим носом»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

Конечно большое значение уделяем гимнастике после сна.

Начинаем проводить гимнастику пробуждения с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Исключаем резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем предлагаем детям перейти в хорошо проветренный спортивный зал босиком. Гимнастика проходит при открытой фрамуге. Предлагаем комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия: разогревание стопы и ладоней, перекаты с пятки на носки.

Проводим с детьми массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Упражнение «Поиграем с ручками»

Дети растирают ладони до приятного тепла.

- Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

- Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

- Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

- Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

- Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

Хочу поделиться с вами одной из технологий, которая способствует укреплению здоровья детей. Это самомассаж!

Проводим хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируем ритмичными хлопками.

Самомассаж стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняем лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.

Массажными мячиками массируем стопу ног, все части тела прямыми и круговыми движениями.

Дети встают друг за другом по кругу и массируют спину впереди стоящему.

Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.

Зрительная гимнастика по Аветисову рекомендована детям. Мы используют его упражнения во время занятийной и свободной деятельности. Это помогает детям отдохнуть и не отвлекаться.

Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений

Эта группа упражнений способствует улучшению микроциркуляции жидкости внутри глаза и стабилизации кровотока. Выполнять упражнения нужно в указанной последовательности. Предлагаем детям:

  1. Сжимать и разжимать веки, задерживая каждое положение на 3-5 секунд.
  2. Быстро моргать 25 секунд, пару секунд отдыхать и повторить моргание.
  3. Минуту массировать сомкнутые веки подушечками указательных пальцев.
  4. Легко придавливать глазные яблоки сквозь веко по 3 секунды. После отдыха повторить упражнение 3-4 раза.
  5. Подушечками указательных пальцев легко надавливать на кожу надбровной дуги, оказывая сопротивление мышцам лба и подвижного века. Рекомендуется повторять упражнение 6-8 раз.

Вот адаптированный для нас комплекс, который мы проводим с детьми:

  1. Сначала нужно вдохнуть воздух и задержать дыхание. В этот момент взгляд должен быть направлен в точку между бровей. Через несколько секунд взгляд меняет свой фокус. А затем возвращается в начальную точку;
  2. Это движение похоже на рассмотренное перед этим. Разница в дом, что при его выполнении взгляд концентрируется на самом кончике носа;
  3. Теперь нужно на вдохе посмотреть вправо. При выдохе взгляд возвращается в начальное положение. Повторять движение так, чтобы взгляд был направлен влево;
  4. Сделав вдох, посмотрите влево-вверх. Задержав дыхание, переместите взгляд в противоположную сторону. Далее повторяем это, но теперь взгляд будет перемещаться сначала вправо и одновременно вверх, и в противоположную сторону;
  5. Делая вдох, взгляд нужно перемещать по кругу. Начинают с верхней точки, взгляд перемещается правее, теперь вниз, по кругу влево, вверх, после этого в начальное положение. Потом взгляд перемещается в противоположном направлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста»

Большинство взрослых людей знают, что здоровье человека закладывается с раннего детства и нуждается в тщательной заботе на протяжение всей его жизни. Причём заботиться надо как о физическом, так и о духовном состоянии.

Согласно данным научных исследований здоровье обуславливается на:

на 50% - образом жизни

на 20% - наследственностью

на 20% - состоянием окружающей среды

и примерно на на 10% - возможностями медицины.

Вот и получается, что здоровый образ жизни играет большую роль для человека.

Здоровый образ жизни это есть поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья.

У детей здоровье занимаем самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ребёнку сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, и что запас здоровья, имеющийся у него, ограничен. И только когда маленький человек будет осведомлён о важности ЗОЖ, он быстрее перенесёт переданный взрослым опыт в самостоятельную деятельность, разумнее будет относиться к своей жизни и своему здоровью. Следовательно, важно с раннего детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, научить разумно и бережно относиться к своему здоровью.

Для формирования здорового образа жизни у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Вся работа по здоровьесбережению в ДОУ осуществляется комплексно, в течение всего дня. Используются, как и у всех разнообразные здоровьесберегающие технологии:

  • спортивные досуги, праздники;
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • прогулки –походы;
  • эстафеты-соревнования;
  • спортивные и подвижные игры на прогулке;
  • занятийная деятельность по ЗОЖ.

О некоторых я хочу вам рассказать.

Каждое утро начинается с утренней гимнастики на свежем воздухе.

Цель которой - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу

Зарядка для детей на улице - это прекрасный способ взбодриться, насытить организм кислородом и снабдить энергией. Это одновременно и закаливание, и повышение мышечного тонуса.

А регулярное проведение утренней гимнастики на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

К тому же, зарядка утром на улице – это необыденное и интересное начало дня.

Проведение гимнастики на свежем воздухе определяется в соответствии с СанПиН в зависимости от климатических условий. Если погода не даёт возможности провести гимнастику на улице, то проводим в хорошо в проветриваемом зале.

Гимнастика проводиться с предметами и без.

А заканчивается комплекс звуковой дыхательной гимнастикой. Так как для эффективности звуковую гимнастику необходимо по возможности проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. При выполнении дыхания со звуком в организме происходят биохимические процессы: появляется ощущение теплоты во всем теле.

В занятийную деятельность включаем кинезиологические упражнения. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.

Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» проводиться за столом.

Дети с удовольствием меняют три положения руки — кулак-ребро-ладонь. Предлагаем выполнять сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Затем предлагаем самим давать себе команды(кулак -ребро-ладонь).

Упражнение «Ухо-нос»

Предлагаем детям левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Проводим с детьми дыхательные кинезиологические упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Упражнение «Дышим носом»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

Конечно большое значение уделяем гимнастике после сна.

Начинаем проводить гимнастику пробуждения с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Исключаем резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем предлагаем детям перейти в хорошо проветренный спортивный зал босиком. Гимнастика проходит при открытой фрамуге. Предлагаем комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия: разогревание стопы и ладоней, перекаты с пятки на носки.

Проводим с детьми массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Упражнение «Поиграем с ручками»

Дети растирают ладони до приятного тепла.

- Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

- Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

- Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

- Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

- Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

Хочу поделиться с вами одной из технологий, которая способствует укреплению здоровья детей. Это самомассаж!

Проводим хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируем ритмичными хлопками.

Самомассаж стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняем лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.

Массажными мячиками массируем стопу ног, все части тела прямыми и круговыми движениями.

Дети встают друг за другом по кругу и массируют спину впереди стоящему.

Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.

Зрительная гимнастика по Аветисову рекомендована детям. Мы используют его упражнения во время занятийной и свободной деятельности. Это помогает детям отдохнуть и не отвлекаться.

Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений

Эта группа упражнений способствует улучшению микроциркуляции жидкости внутри глаза и стабилизации кровотока. Выполнять упражнения нужно в указанной последовательности. Предлагаем детям:

  1. Сжимать и разжимать веки, задерживая каждое положение на 3-5 секунд.
  2. Быстро моргать 25 секунд, пару секунд отдыхать и повторить моргание.
  3. Минуту массировать сомкнутые веки подушечками указательных пальцев.
  4. Легко придавливать глазные яблоки сквозь веко по 3 секунды. После отдыха повторить упражнение 3-4 раза.
  5. Подушечками указательных пальцев легко надавливать на кожу надбровной дуги, оказывая сопротивление мышцам лба и подвижного века. Рекомендуется повторять упражнение 6-8 раз.

Вот адаптированный для нас комплекс, который мы проводим с детьми:

  1. Сначала нужно вдохнуть воздух и задержать дыхание. В этот момент взгляд должен быть направлен в точку между бровей. Через несколько секунд взгляд меняет свой фокус. А затем возвращается в начальную точку;
  2. Это движение похоже на рассмотренное перед этим. Разница в дом, что при его выполнении взгляд концентрируется на самом кончике носа;
  3. Теперь нужно на вдохе посмотреть вправо. При выдохе взгляд возвращается в начальное положение. Повторять движение так, чтобы взгляд был направлен влево;
  4. Сделав вдох, посмотрите влево-вверх. Задержав дыхание, переместите взгляд в противоположную сторону. Далее повторяем это, но теперь взгляд будет перемещаться сначала вправо и одновременно вверх, и в противоположную сторону;
  5. Делая вдох, взгляд нужно перемещать по кругу. Начинают с верхней точки, взгляд перемещается правее, теперь вниз, по кругу влево, вверх, после этого в начальное положение. Потом взгляд перемещается в противоположном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие"

Занятие направлено на ознакомление  детей с лекарственными растениями, которые способствуют  укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Воздух» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)

Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навык...

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» (с использованием элементов технологии ТРИЗ)

Цель:расширять представления детей об окружающем мире.Задачи: продолжать обогащать знания детей о различных видах транспорта;развивать у детей память, логическое мышление, внимание, творческое воображ...