Главные вкладки

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Абашева Виктория Витальевна
    Подгрупповое логопедическое занятие разработано для детей подготовительной группы. Построено в форме игры – путешествия на основе сказки Сутеева В.Г. «Дядя Миша». На протяжении всего занятия дети, стараясь помочь любимому герою, дяде Мише, выполняют различные задания, направленные на автоматизацию звука Л, а также на развитие и совершенствование фонематических функций. Конспект занятия составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует современной системе дошкольного образования. Содержит подробное описание хода занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_na_pomoshch_dyade_mishe.docx23.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы

    Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука Л в подготовительной группе

    На тему: "На помощь к Дяде Мише"

    Описание: Подгрупповое логопедическое занятие разработано для детей подготовительной группы. Построено в форме игры – путешествия на основе сказки Сутеева В.Г. «Дядя Миша».

    На протяжении всего занятия дети, стараясь помочь любимому герою, дяде Мише, выполняют различные задания, направленные на автоматизацию звука Л, а также на развитие и совершенствование фонематических функций.

    Конспект занятия составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей, что соответствует современной системе дошкольного образования. Содержит подробное описание хода занятия. К конспекту прилагается презентация PowerPoint.
    Предназначено учителям – логопедам, воспитателям дошкольных учреждений; может быть полезно родителям.

    Цель занятия: автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях.
    Задачи: Коррекционно-образовательные:
    Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
    Закрепить представления о закономерностях сезонных изменений (весна сменяет зиму).
    Закрепить навык подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
    Совершенствовать умение определять количество слов в предложении.
    Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
    Коррекционно-развивающие:
    Совершенствовать развития фонематического слуха, умение определять наличие или отсутствие в тексте общего звука.
    Совершенствовать умение определять положение звука в слове.
    Совершенствовать умение контролировать правильное произношение звука [Л].
    Совершенствовать движения мелкой моторики, сопровождая движения речью.
    Совершенствование внимания и памяти.
    Коррекционно-воспитательные:
    Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
    Оборудование: телеграмма; игрушки: зайчонок, белочка, кот; плоскостной куст орешника с орешками; ведерко с рыбками; картинки овощей: лук, свекла, баклажан, помидор, морковь; грибочки с наклеенными картинками; корзинка; мягкие модули; зеркала, салфетки; презентация PowerPoint
    Ход занятия:
    1.
    Организационный момент.
    Учитель-логопед: Как вы думаете, зачем я вас пригласила? (ответы детей )
    Учитель-логопед: Я хочу прочитать вам необычную телеграмму, которую принес почтальон. Послушайте её внимательно, постарайтесь определить, что в ней не так:
    Здравствуйте дети!

    У дяди Миши случилась беда! Он хотел на зиму запасы сде-ать: морковку дерга-, грибы собира-, орехи рва-, рыбу уди-, кур таска-….. Все де-а-, да вот с пустыми –апами оста-ся. Придется ему зимой в бер-оге –апу сосать. Помогите ему пожа-уйста! Мышонок

    Учитель-логопед: Ребята, вы услышали, какие ошибки допустил мышонок? (ответы детей: мышонок пропустил звук Л)
    Учитель-логопед: Верно, Мышонок пропустил в словах звук Л. Скажите, а Вы готовы отправиться на помощь к дяде Мише?
    (ответы детей)
    2.
    Сообщение темы
    Учитель-логопед: Значит, сегодня нас ждет необычное занятие: мы постараемся помочь дяде Мише запасы на зиму сделать, а заодно повторим звук Л. Но только где нам зимой морковки взять, грибов и орехов? Урожай – то уже весь собрали, и огороды все снегом засыпаны. (ответы детей: в магазине купить, своим урожаем поделиться.)
    Учитель-логопед: Мне кажется, я придумала. Давайте мы с вами с помощью волшебного экрана отправимся на сказочном теплоходе в сказочное плавание. И попробуем отыскать местечко, где можно урожай собрать. Вы догадались, какое время года нам нужно ? (ответы детей: Осень).
    Учитель-логопед: Конечно, нам нужно найти сказочную осень. Но прежде чем начать путешествие подумайте и скажите, сможет ли сразу после зимы осень наступить?
    - Назовите, какое время года наступает после зимы?
    - После весны?
    - После лета?
    - Что же путь не близкий, а потому к путешествию необходимо как следует подготовиться.
    3.
    Артикуляционная гимнастика
    Учитель-логопед: Берите зеркала.
    Напечем блинчиков, чтобы было чем подкрепиться
    (упражнение «Блинчик»).
    Возьмем варенье и клубничное, и малиновое, и земляничное
    (упражнение «Вкусное варенье»).
    Нам пора поторопиться. Поспешим к волшебному экрану
    (упражнение «Индюк»). 
    Посмотрите, а вот и теплоход качается на волнах, покажем как
    (упражнение «Качели»)
    (На экран проецируется Слайд с изображением кораблика )


    Учитель-логопед: Слышите, он подает сигнал, наверное, приглашает на палубу. Покажите, как гудит теплоход (ы-ы-ы). Еще раз покажем, как гудит пароход, а язычки поднимем за верхние зубки (ы-ы-ы-л).
    Учитель-логопед: Посмотрите, нас встречает сам капитан . Он приглашает нас подняться по специальной лестнице, которая называется трап, на палубу теплохода.
    ( На слайде у корабля появляется трап)


    (Дети по гимнастической наклонной лестнице поднимаются на кораблик, построенный из мягких модулей)
    Учитель-логопед: Будьте осторожны, трап раскачивается и слышен звук: л-л-л. Какой звук слышен? (ответы детей: л-л-л).
    4.
    Закрепление артикуляции и характеристики звука
    Учитель-логопед: Все пассажиры на борту, пора познакомиться с капитаном. Оказывается, капитан, большой любитель ребусов, вот и свое имя зашифровал. Попробуем разгадать?
    ( дети по схеме артикуляции определяют имя капитана)


    Учитель-логопед: Конечно, имя капитана звук Л, тогда вы наверняка знаете, как его фамилия? (ответы детей:Согласный), какой характер у нашего капитана ?(ответы детей: твердый), а голос?(ответы детей:Звонкий) 
    Учитель-логопед: Итак, сегодня Согласный звук Л с твердым характером и звонким голосом будет нашим капитаном и будет сопровождать нас в нашем путешествии .
    5.
    Автоматизация звука на уровне слога
    Все пассажиры на борту, занимайте свои места, выходим в открытое море.
    ( на экран проецируется слайд с изображением моря)

    Учитель-логопед: Посмотрите, как красиво! За бортом плещутся волны!
    (на экран проецируется слайд с изображением чаек над морем)

    Учитель-логопед: Посмотрите, кто это? (ответы детей:чайки).
    Учитель-логопед: Вы слышите они нам что-то кричат: кла-клы-кло; плу-пло-плы; сла-слу-сло. Наверное они желают нам счастливого пути. Давайте поблагодарим чаек на их языке: клу-кла-клы, кла-кло клу. И скажем им до скорой встречи пла-плы-пло, сло-сла-слу. (Дети повторяют слоги)
    (на экран проецируется слайд с изображением весны)

    Учитель-логопед: Посмотрите, мы подплываем к какому-то берегу. Какое здесь царствует время года? (Ответы детей:Весна )
    - Пора нам выходить?
    (ответ детей: Нет)
    - Значит, плывем дальше.
    (на экран проецируется слайд с изображением моря)
    6.
    Упражнение на развитие мелкой моторики рук
    Учитель-логопед: Посмотри скорей мой друг, рыбки плавают вокруг.
    ( на экран проецируется слайд с изображением рыбок)

    А мы с вами знаем игру про рыбок, сыграем? Покажите своих рыбок. (пальчиковая гимнастика)
    Рыбки плавают в водице
    Рыбкам весело играть
    Рыбки, рыбки, озорницы,
    Ты попробуй их поймать.
    Рыбка спинку изогнула,
    Крошку хлебную поймав
    Рыбка хвостиком махнула,
    Рыбка быстро уплыла.
    ( на экран проецируется слайд с изображением лета)

    Учитель-логопед: Посмотрите, по курсу земля, какое время года здесь поселилось и ждет свой черед, Вы его узнали? (ответы детей:Лето ).
    - А мы плывем искать ?
    (ответы детей: Осень). 
    Учитель-логопед: Продолжаем наше путешествие.
    ( на экран проецируется слайд с изображением дельфинов)

    7. Упражнение на развитие словаря антонимов
    Учитель-логопед:Посмотрите, кто это? (ответы детей: дельфины).
    - Что они делают?
    (ответы детей:Они играют в мяч).
    Учитель-логопед: Правильно, дельфины играют в мяч. Один дельфин кидает, а другой наоборот … (ответы детей: Ловит ).
    Учитель-логопед: Давайте и мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот»: лето теплое – а зима …., лимон кислый – а сахар…, перышко легкое – а камень …, чай горячий – а мороженное …..
    (на экран проецируется изображение осени)

    Учитель-логопед: А вот и осень! Причаливаем к берегу. Выходим на берег осторожно, потому что трап под ногами раскачивается.
    ( на экран проецируется слайд с изображением мышонка)

    Учитель-логопед: Кто это нас встречает? ( ответы детей: Мышонок).
    Учитель-логопед: Наверное это тот самый мышонок, что отправил нам телеграмму. Давайте покажем ему как мы плыли по морю и кого видели.
    8.
    Физминутка «Море волнуется» .
    9.
    Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
    Учитель-логопед: Мне кажется он нам что-то показывает, рассмотрим поближе.
    Учитель-логопед: Вы догадались что это? (ответы детей: может это карта). 
    Учитель-логопед: Конечно, это карта по которой нам нужно идти. Кого мы должны найти сначала?( Зайчика), затем пойдем к кому …. (к ежику). Дальше мы пойдем искать…. (белочку). А потом … (кота). Посмотрите и запомните. Запомнили? Что же, по дорожке вы идите и зайчонка отыщите. Не забудьте поздороваться. (дети в зале ищут зайчика)
    Учитель-логопед: Здравствуй Зайчик! Ты не поделишься с нами овощами?
    Учитель-логопед: Зайчик разрешил нам собрать только те овощи, в названии которых есть звук Л (дети выбирают овощи со звуком л: лук, баклажан, свекла).

    Учитель-логопед: Скажем зайчику спасибо и идем дальше. Кого нам нужно отыскать в лесу? Идем искать ежика.
    - Не забудьте поздороваться.
    (дети находят ежа и здороваются с ним)
    - Кто попросит у ежика грибов?
    (дети обращаются к ежу: ежик, ты не поделишься с нами грибочками?). 
    Учитель-логопед: Ежик согласен поделиться, но и нас просит ему помочь. Согласны? Тогда поможем ему разложить грибы по корзинкам.
    - Посмотрите, чем корзинки отличаются?
    - Вы догадались, в какую корзинку нужно положить грибок, если на нем картинка со звуком Л в начале слова.
    (Ответы детей)
    Учитель-логопед: Если на грибочке картинка со звуком Л в начале слова, складываем грибок в корзинку, где синий квадратик в первом окошечке, если звук в середине в корзинку с квадратиком в среднем окошечке и если звук в конце слова , то и квадратик в последнем окошке. (дети выполняют задание: раскладывают грибы по корзинкам)


    10.
    Автоматизация звука в предложении 
    Учитель-логопед: Молодцы! И ежику помогли и для дяди Миши грибов набрали. Идем дальше. Ищем кого? (ответы детей: Белочку).
    Учитель-логопед: А вот и куст с орешками, и называется он орешник. Кто готов у белочки орешков попросить?
    (дети обращаются к белочке с просьбой поделиться орешками)
    Учитель-логопед: Белочка согласна поделиться. И разрешает взять из её кладовой столько орешков, сколько слов в предложении. Кто первый будет орешки собирать?
    Тогда слушайте:
    Дятел долбит клювом дуб.
    Белочка щелкает вкусные орешки.
    Ласточка свила теплое гнездо.

    Учитель-логопед: Молодцы! Справились с заданием.
    11.
    Автоматизация звука в связной речи 
    Учитель-логопед: Нам пора отправляться дальше. К кому мы идем? (к коту).
    Посмотрите-ка, кот уже рыбки наловил. Может он с нами поделиться?
    Оказывается котик большой любитель загадки отгадывать, особенно про овощи. За каждую загадку он даст по рыбке.
    Дети загадывают коту загадки: 
    Лето целое старалась
    Одевалась, одевалась,
    А как осень подошла,
    Все одежки отдала.
    Сотню одежонок
    Сложили в бочонок.

    За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь очень гладкая,
    На вкус, как сахар сладкая.
    Учитель-логопед: Ну что же овощи собрали, грибов набрали, орехов нарвали, рыбки наловили, давайте отнесем запасы дяде Мише. Он, наверное, нас уже заждался, а вот кстати и он.
    (на экран проецируется слайд с изображением дяди Миши)

    Не будем его тревожить, поставим корзинку. Пора возвращаться. Идем к нашему теплоходу.
    (на экран проецируется слайд с изображением кораблика)
    (дети подходят к кораблику из модулей)
    Учитель-логопед: Поднимайтесь на палубу, занимайте свои места, отплываем. Курс на детский сад. Какое время года у нас ? (ответы детей: Зима).
    (на экран проецируется слайд с изображением моря)
    12.
    Итог
    Учитель-логопед: Вам понравилось наше путешествие?
    - Что больше всего вам запомнилось?
    - Чье задание для вас было трудным?
    Мне тоже понравилось с вами путешествовать вы все сегодня были молодцы! Справились со всеми заданиями и особенно приятно, что вы правильно произносили все слова со звуком Л.
    (на экран проецируется слайд с изображением зимы).
    Учитель-логопед:Ну вот мы и дома. Какое у нас здесь время года? Всем спасибо и до встречи!

    Презентация на тему: Логопедическое занятие по автоматизации звука Л


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по профилактике нарушений письменной речи.

    Полный конспект подгруппового занятия по профилактике дисграфии . Лексическая тема "Скоро в школу"- выпускное занятие....

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР и стёртой дизартрией по лексической теме "Профессии. Инструменты"

    В занятии представлены разнообразные приёмы коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией. Постоянная смена различных видов деятельности позволяет поддержива...

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"...

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                        Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

    Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы "Дикие животные зимой"

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной  "Дикие животные зимой"Цель:Закрепить знания детей о признаках зимы и образе жизни диких животны...