звук Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Логопед. Родители. Дети.

открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zvuk_sh.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район

 Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 с.Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: Звук и буква «Ш».

Выполнил:

Учитель-логопед

Аюпова А.Р.

Запрашиваемая категория:

Первая

Стаж в данной должности

13 лет

г.Туймазы – 2019 год

Тема: Звук и буква «Ш».

Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-Образовательные:

  • Ознакомление со звуком «ш» и буквой Шш.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
  • Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Шш.
  • Закрепление умения разучивать стихотворения о мнемотаблице

Коррекционно-Развивающие:

  • Развитие связной речи;
  • Фонематического восприятия;
  • Зрительного внимания и восприятия;
  • Мышления

Коррекционно-Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: дидактический материал, мольберт, «Азбука», ключ-пазл, конверты с заданиями, пеналы для звукового анализа, зеркала., картинки на звук Ш для звукового анализа.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Золотой ключик» А.Толстого.
  2. Разучивание стихотворения В.Берестова «Как хорошо уметь читать».

Ход ООД:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. 

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами.

Дыхательная гимнастика

                                                                  ШАР

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок

II. Мотивационная игра.

Давайте расположимся кому как угодно.

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма».

Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица?

Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями.

Артем, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ).

Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ).

А чем занимаемся мы в детском саду, Алина? (Ответ).

Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки.

Влада, А ты любишь сказки?

А кто тебе их читает? (Ответ).

Послушайте стихотворение В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Вот видите, как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться по  книжке, которая называется «Азбука». А, кстати, где она? Что же нам делать? Наверное, ее кто-то взял? Может, вы подскажете? Может, позвоним Буратино.

Логопед – В гости к нам пришел, Буратино. Посмотрите какой он грустный? Надо узнать, что же у него случилось

Логопед –  ПИСЬМО! Мою Азбуку похитил Карабас- Барабас. Он заточил ее в чулане и запер дверь на ключ. А ключ сломал. Чтобы вернуть Азбуку мне нужно собрать все части ключа, а для этого необходимо выполнить все 6 заданий, которые он приготовил, я пробовал, но у меня ничего не получилось.

А я так хотел идти в школу, учиться.

Логопед – Что же нам делать, как мы сможем помочь ему?

Дети – Нам надо правильно выполнить все задания, и собрать ключ.

III. Введение в тему занятия.

Логопед –  Итак, что нам надо сделать?

Дети – Собрать все части ключа, а для этого выполнить задания.

Логопед –  С чего же мы начнем?

Дети – С конверта под цифрой 1.

1 конверт.

Логопед(читает). – Сделать пальчиковую и артикуляционную гимнастики

Пальчиковая гимнастика

Сделаем гимнастику для рук:

 - сжимания пальцев в кулаки;

- вращение кулаков;

- выгибание кистей рук;

 - соединение пальчиков рук.

Артикуляционная гимнастика.

На звуки Ш.

  • Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
  • С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
  • Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
  •  Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
  • Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
  • Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
  • Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
  • С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
  • Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
  • И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
  • Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
  • Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
  • Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
  •  Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
  • Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
  • На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
  •  Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
  •  Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Логопед. – У нас есть первая часть ключа

2 конверт

Задание  для внимательных.

Логопед(читает). – Послушайте и определите, какой звук  встречается в этом стихотворении чаще других.

                                                  Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

- Звук ш

- Правильно, с этим звуком мы познакомимся сегодня. А на письме он обозначается буквой «Ш»

- Давайте произнесем звук ш все вместе.

(Дети вместе с педагогом произносят звук ш все вместе)

- Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете звук ш- гласный или согласный?

- Согласный.

- Верно. Каким  цветом  мы будем обозначать этот звук?

- Синим.

- Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

- Он глухой.

- Твердый или мягкий?

- Твердый.

- Верно. Это согласный твердый, глухой звук. Причем он всегда твердый.

Логопед – Молодцы, ребята, у нас есть вторая часть ключа.

3 конверт

Логопед(читает). – Послушайте, как с новым звуком звучат слоги и слова, когда услышите звук Ш, хлопните в ладоши, а потом за мной повтори:

Выделение звука [Ш] – игра «Поймай звук» :

 а) ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы…;

 б) кушетка, жаворонок, шутка, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик,  шуршать, мышеловка, сковорода…;

Игра «Повтори» :

   Ша-шо-шу-ши                             аш-ош-уш-ыш

  Шта-што-шту-шты                      ашт-ошт-ушт-ышт        и д.р.

Логопед – У нас есть и третья часть ключа.

IV. Физкультминутка

Утром дети в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)

Дети в школу опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

4 конверт.

Логопед(читает). – Назовите «Слова ласково»

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами –ушк-, -юшк, -ышк-… - игра «Назови ласково»:

зима – зимушка                         крыло-                          сторона-

кума-                                           кол-                               голова-

голубка-                                     воля-                              борода-

стекло-                                        хлеб -                             мать-

камень-                                       изба-                               батя-

бревно-                                       хозяйка-                         тётя-

горе-                                            корова-                          дядя-

воробей-                                     штаны-                          горло-

солнце-                                       ворона-                          перо-

медведь -                                    трава-                             зерно-

5 конверт.

Логопед(читает). – Составьте схемы слов по индивидуальным картинкам и на доске

  • Кошка
  • Мышь
  • Шуба
  • Шапка
  • Шарф

Логопед. – У  нас в руках и пятая часть ключа

6 конверт.

Логопед (читает). – Выучите стихотворение на звук Ш. А в помощь я вам отправляю мнемотаблицу к этому стихотворению.

                                                                   ШМЕЛЬ

Шмель купил себе фонарик,

Шапку, шарфик, синий шарик,

Шашки, шахматы, штаны

Небывалой ширины,

Шубу, штопор, шины, шпагу

И не смог шагнуть ни шагу.

Помогите малышу

Всё доставить к шалашу.

Логопед. – Итак, ребята, какой часто повторяющийся звук вы услышали в этом стихотворении?

Логопед. – Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ. (Дети составляют ключ из частей).

Логопед. – Ребята, закройте глаза. (Заклинание). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым.

Рефлексия.

- Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы выполнили все задания, освободили меня и Азбуку. За это я угощаю вас (раздает печенье в виде букв).

V. Итог ООД

Логопед – Чем мы сегодня занимались?

Дети – Мы помогли, Буратино.

Дети – Выполнили все его задания.

Логопед – С каким звуком и буквой познакомились?

Дети – Познакомились с новым звуком Ш и буквой Ш
Логопед – Дайте характеристику звуку Ш

Дети – Звук Ш - согласный, глухой, твердый звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...