Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОНР ( подготовительная группа) Тема: "Летнее путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Итоговый конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_letnee_puteshestvie.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

_________________________________________________________________________________________

658210, город Рубцовск, ул. Красная, 89

телефон 4-21-84, 4-45-45

E-mailds41-zr@yandex.ru

Тема : «Летнее путешествие»

Форма проведения: организованная образовательная деятельность по формированию

лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  

Возрастная группа: подготовительная к школе группа для детей с ОНР

   

                                                  учитель-логопед

                                               Лютая Т. В.

                                                               

2019 г.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое».

1. Лексическая тема: «Лето»

2. Грамматическая тема: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование частей речи, использование предложно-падежных конструкций.

3. Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Летнее путешествие»

Цель: создание условий, способствующих закреплению у детей знаний о лете.

Образовательные.

 Способствовать:

  • уточнению и обобщению знаний о  времени года лето, летних месяцах
  • умению согласовывать части речи в роде, числе падеже;
  • умению образовывать притяжательные прилагательные,
  • активизации умения в составлении предложений;
  • умению составлять повествовательный рассказ;
  • закреплению умения  отвечать на заданный вопрос полным предложением, испоьзовать в речи предоги
  • отвечать на заданный вопрос полным предложением, использовать в речи предлоги.

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию и активизации словарного запаса;
  • развитию синхронного взаимодействия между движением и речью;
  • развитию  самостоятельной связной речи, обогащению словаря, грамматического строя речи, внимания, усидчивости;
  • развитию интеллектуальных возможностей;
  • развитию чувства ритма, навыков слого-звукового анализа и синтеза слов
  • развитию воображения, фантазии;
  • проявлению наблюдательности, развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Воспитательные:

  • поддерживать желание проявлять чувство ответственности и доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки
  • поддерживать чувство бережного отношения к природе
  • поощрять умение положительно оценивать речь друг друга,
  •  поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира.
  • поощрять умение  передавать в речи свои чувства,
  • поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение,

 умение работать в коллективе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Слова-предметы: лето, июнь, июль, август, солнце,  жара, роса, теннис,  бадминтон, велосипед, цветы, колокольчик, ромашка, василёк,       одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Слова-признаки предметов: яркий, тёплое, солнечный, жаркий, ласковое безоблачное, летний, белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Слова-действия предметов:  

плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать,расцветать, цвести, собирать, поливать,  ухаживать, согревать, светить.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

1. Словесные – беседа, вопросы, объяснения.

2. Наглядные – демонстрация картинок.

3. Игровые – игры:  «Узнай по описанию»,«Из чего – какой (ое)?», «Где растут?», «Соберём грибы»», «Мы -зверята»

«Будь внимательным», «Чудесная корзинка», «Угадай,где?», «Кто с кем?».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседы о лете: названия летних месяцев; наблюдения за изменениями  природы летом; поведение животных и их детенышей, птиц; разнообразие насекомых; дары леса, поля и сада; летние забавы детей, занятия  взрослых.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

 

Сюжетные картинки (летние месяцы), предметные картинки, макеты грибов, ягод, цветов, корзинки, сухой бассейн (фасоль, камушки), магнитная азбука, мяч, макет дерева.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1. Водная часть – длительность 3мин.

   Цель: мотивация к предстоящей деятельности, эмоциональный настрой к занятию.

2. Основная часть – длительность 23 мин.

   Цель: реализация задач программного содержания.

3. Заключительная часть – длительность 4 минуты

   Цель: подведение  итогов, рефлексия.

Организационный момент

 Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи: 1. привлечь детей к предстоящей совместной деятельности.

   2. способствовать активизации детей.

Деятельность детей

Деятельность учителя-логопеда

Примечание

Дети входят в группу.

Дети включаются в игру с мячом добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми, поиграть в мяч.

Приглашение детей в группу.

Ребята, сегодня мы поиграем в игру «Узнай по описанию» (игра с мячом).

- теплая, дождливая, жаркая                         

- желтое, жаркое, яркое, теплое

- зеленая, душистая, высокая, низкая

- теплый, моросящий, проливной, короткий

- прохладная, теплая, ледяная, прозрачная                        

- голубое, ясное, безоблачное

- веселые, радостные, забавные, шумные

- грозовые, белые, дождевые

- теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое

Как вы думаете, о чем мы будем

сегодня говорить на занятии?

Учитель-логопед задает вопросы,  побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.

           

Ребята, вспомните, пожалуйста,

как можно отдыхать летом?                

А вы любите путешествовать?          

Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?  

Мы с вами отправимся в путешествие  на автобусе.

Предлагаю вам занять места в нашем автобусе.

Мяч.

Демонстрационная картинка

 автобус.

Музыка Е.Железнова«Автобус»

2. Основная часть занятия.

Цель: создание условий, способствующих систематизации у детей знаний о времени года – лето.

Задачи: 1.способствовать:   обобщению и закреплению знаний о лете.

               2.способствовать: развитию артикуляционной моторики , навыков слого-звукового анализа и синтеза слов

        уверенности в своих силах; развитию словесно-логического мышления, воображения, внимания, усидчивости; развитию

        чувства ритма; проявлению наблюдательности и внимания к образцам речи учителя-логопеда и своих товарищей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к путешествию, новым предметам (явлениям).

Дети рассказывают правила поведения в лесу.

Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.

 

Дети составляют из листочков слово «июнь»

Дети проявляют заинтересованность к ответам других детей; включается во взаимную оценку и

интерпретацию деятельности участников.

Дети выполняют задание с макетами ягод.

Дети называют лесные ягоды, вспоминают, что можно из них приготовить

Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.

Дети используют и называют различные источники знаний, адекватные возрасту

Дети изображают движения лесных зверят по показу педагога, копируют друг у друга.

Дети составляют слово «июль»

Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения

Дети выполняют задание индивидуально и на доске

Дети проявляют заинтересованность к ответам других детей

.Дети собирают грибы в корзины.

Дети определяют местоположение насекомых

Дети составляют слово «август»

Ребята, посмотрите, куда мы приехали?  

Да, мы оказались в лесу. А вы помните правила поведения в лесу? Можете мне рассказать?

Педагог усиливает интерес ребенка к работе сверстника: поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем;

А как надо срывать цветы, ягоды, и грибы?

Молодцы, ребята!

Здесь мы сделаем первую остановку, и посмотрим, что нас ждет в лесу. Вспомните, что можно увидеть в лесу летом? Кого можно встретить?                                            

Ребята, посмотрите,  какое дерево стоит в нашем лесу,

оно непростое, а с заданием: на дереве листочки с буквами, нужно из листочков собрать название первого летнего месяца.                            

Молодцы, ребята, название какого месяца вы собрали?

В июне поспевают ягоды, и в нашем лесу они тоже поспели. Соберите лесные ягоды,  вспомните, как называются эти ягоды,  что можно из них приготовить?                              

Молодцы ребята, ягоды вы собрали, а теперь пройдем в автобус и продолжим наше путешествие.

Ребята, что это шумит? Где мы?

Наша следующая остановка « У реки».

Посмотрите, пожалуйста, на картину и вспомните, что можно делать у реки?        

Кого можно увидеть у реки?

Какие еще животные могут прийти к воде? Что они могут делать у воды?

Учитель-логопед предупреждает переутомление детей, использует физкультминутку.

Ребята, сейчас мы с вами стоим у реки, послушайте… лесные жители тоже идут к реке. Сейчас мы превратимся в детенышей животных.

Выполняя движения,  называйте каждой маме  ее малыша.

Как-то раз лесной тропой  звери шли на водопой                            

За мамой лосихой топал….

За мамой лисицей крался…..

За мамой ежихой катился….

За мамой медведицей шел….

За мамою белкой скакали….

За мамой зайчихой косые….

Волчица вела за собою….

Все мамы и дети напиться хотят.          

Ребята наше путешествие продолжается, но на нашем пути речка. Чтоб ее нам перейти нужно выполнить задание: в камушках спрятались буквы, из которых

надо собрать название второго летнего месяца.

Какой это месяц лета?                                          

Правильно, вы справились с заданием, отправляемся дальше?

Посмотрите на картину. Что делают девочки на лугу?                                      

А какие бывают цветы?                            

Кто на лугу посадил цветы?

Чем отличаются луговые цветы от садовых цветов?

Наши цветы все перепутались, давайте наведем порядок и разделим цветы на луговые и садовые. Луговые цветы посадим на лугу, а садовые посадим в саду.                                                                          

Наше путешествие продолжается, мы отправляемся дальше.

Следующая наша остановка «На опушке леса».        

Что делают дети?                                      

Вспомните, пожалуйста,  какие бывают грибы?                                          

Правильно ребята, съедобные и несъедобные - ядовитые. Поэтому когда собираешь грибы, нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не набрать ядовитых грибов.

Мы в лесу. Посмотрите как много грибов, давайте соберем их. А как собирают грибы?

Правильно.

Педагог поощряет высказывания детей.

Мы будем собирать грибы, и называть их, но только съедобные. А несъедобные трогать не будем.

               

Ребята обратите внимание, кого еще мы видим на опушке леса?

Давайте назовем их и расскажем, где они находятся.

Под крыльями каждого насекомого спрятались буквы с названием третьего летнего месяца. Соберите название третьего летнего месяца.

Какие летние месяцы вы знаете?

Звуки леса, музыка.

Сюжетная картинка «Лес».

Макет дерева, листочки с набором букв.

Макеты ягод.

Музыка Е.Железновой «Автобус».

Музыка, шум воды.

Сюжетная картинка «На реке».

Музыка, шум воды.

Сюжетная картинка

«У реки».

Сухой бассейн

(с фасолью, камушки с буквами)

Музыка Е.Железновой «Автобус»

Сюжетная картинка «На лугу», «В саду»

Макеты цветов.

Музыка, звуки леса, пение птиц.

Сюжетная картинка «На опушке леса»

Макеты грибов, корзинки.

Макеты насекомых

с буквами.

3. Заключительная часть занятия.

Цель: подведение итогов.

Задачи: 1. закреплять умение детей обобщать и делать выводы.

               2. развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети делятся впечатлениями от занятия, вспомннают, где останавливались?  Какие задания выполняли?

Что показалось особенно интересным?

Ребята, наше путешествие подходит к концу, занимайте места в автобусе, нам пора возвращаться в детский сад.

Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться

Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

Вспомните, где мы с вами останавливались?  Какие задания выполняли? Что вам показалось особенно интересным?

Какие животные приходили к реке и зачем?

Ребята, мы сегодня с вами окунулись в мир нашей природы, побывали в лесу, на лугу,

поиграли с животными, собирали цветы, грибы, ягоды. Богата и разнообразна природа и наша с вами задача – беречь и охранять ее.

Ребята, посмотрите внимательно вокруг, на картины, обстановку, предметы. Там вы найдете кого-то или что-то, что сопровождало нас на протяжении всего путешествия. Подумайте и назовите.  

Правильно.

Пролетит незаметно лето, вы пойдете в школу. Наша божья коровка приготовила вам подарок – это ластики-бабочки, напоминание о прекрасном долгожданном  лете.

Наше занятие закончилось. Садитесь в автобус, отправляемся в группу.

Педагог творчески использует традиционные способы оценивания детей.

Организует демонстрацию успешности детей.

Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось.

Музыка

Е. Железновой

«Автобус»

Ластики – бабочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»

Задачи:- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космо...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: "В школу с Буратино"

Конспект  по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР III уровня...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР ( подготовительная группа) Тема: "Волшебный мир цветов"

Итоговое занятие по формиованию лексико-грамматических категорий и связной речи (лексическая тема:"Цветы")...