Современные речевые нарушения у дошкольников
консультация по логопедии

Тарсакова Ольга Владимировна

Необходимым условием гармонического развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с окружающими и неред­ко препятствуют успешному овладению познавательными процес­сами.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: ло­гос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе озна­чает «воспитание  правильной речи".  Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

 

Значение лого­педии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть ре­чевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всесто­роннее его развитие.

 

В настоящее время отмечается заметный прогресс в разви­тии логопедии. На основе психолингвистического анализа полу­чены важные данные о механизмах наиболее сложных форм ре­чевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевой функции у детей дошкольного возраста.

Необходимым условием гармонического развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют успешному овладению познавательными процессами.

 Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи».

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.  

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.

Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Речевые нарушения у детей.

Заикание.

 В современной логопедии выделяют 11 форм нарушений речи. Девять из них — это нарушения устной речи, возникающие на различных этапах ее порождения и реализации: дисфония, тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия и афазия; и 2 — нарушения письменной речи: дисграфия и дислалия. Стоит отметить, что в данную классификацию входят только те виды нарушений, для которых созданы специальные методики исправления.

1. Дисфония — отсутствие или расстройство функции вследствие патологических изменений голосового аппарата. Данные изменения обусловлены функциональными или органическими поражениями голосообразующего аппарата и могут возникнуть в любом возрастном этапе.

2. Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

3. Тахилалия — нарушение речи, при котором речь становится патологически быстрой. При этом сохраняются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи.

4. Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание может быть органическим и функциональным. Возникает обычно в критические периоды развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.  

6. Ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но также может возникнуть в любом возрасте развития ребенка из-за перенесенных инфекций мозга.                  

Вторая группа нарушений в устной речи — это нарушения внутреннего оформления высказывания. В ней выделяют 2 вида нарушений.

1. Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

2. Афазия — нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться различными средствами языка. Ребенок может утратить речь из-за перенесенных черепно-мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. При афазии вследствие травмы утрата уже сформированной речи. Это отличает афазию от алалии.

Следующий вид нарушений в этой классификации — нарушение письменной речи.

1. Дисграфия — частичное специфическое расстройство процессов письма 2. Дислексия — нарушение речи, которое вызвано поражением центральннервной системы. У ребенка нарушен  процесс формирования чтения. 
Остановимся подробнее на речевом диагнозе «Заикание» у детей дошкольников и путях его преодоления в наше время.

Заикание

В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставания в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, к началу обучения в школе. Заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал “Fluen y Disorders” (“Нарушение плавности”), который также посвящен этой монопроблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

 Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием

Как известно, речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи. Формирование неврологического механизма  речи в ряде случаев осложняется рядом психолого-педагогических особенностей, возникающих в эмоционально-волевой сфере и характере заикающегося человека.

Начиная с середины 60-х годов, утверждается взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной функции речи (Р. Е. Левина, И. Ю. Абелева, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова, А. В. Ястребова). Проявление заикания изучаются в тесной связи с особенностями коммуникативной ситуации и реакции на нее ребенка, которые определяют его речевое поведение. При характеристике экспрессивной речи заикающихся детей В.И.Селиверстовым (2001) отражены следующие ее особенности: нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний, или просто затрудненное начало фраз; речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия); ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи; недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.; недостатки в устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложений. В последние годы особо подчеркивается важность психолого-педагогического изучения заикающихся детей (В.И.Селиверстов, Г.А.Волкова, Е.Ю.Рау и др.). Так, В.И.Селиверстовым, на основе феномена фиксированности, были выделены три группы заикающихся: Дети с нулевой степенью фиксированности на дефекте, дети с умеренной фиксированностью, дети с выраженной степенью фиксированности на дефекте, которые постоянно концентрируют свое внимание на речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их.

С возрастом у заикающихся детей степень их фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению. Итак, несмотря на недостаточную изученность психолого-педагогической характеристики темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, можно сделать следующие выводы: традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающихся (особенно с эмоционально-волевой сферой), с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Это определяет необходимость осуществления психолого-педагогического подхода в изучении и коррекции заикания.

Уровни проявления заикания

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. И. Пайкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль зафиксированного внимания заикающихся на своем дефекте.

 Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: Дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2.   Умеренная   степень   болезненной   фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3.  Выраженная   степень   болезненной   фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки.

Различают три степени заикания:

 легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

 средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

 тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Выделяются следующие типы течения заикания:

постоянный — заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т. д.;

 волнообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает;

 рецидивирующий — исчезнув, заикание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

Формы заикания

По типу речевых судорог, возникающих у ребенка, заикание делится на клоническое и тоническое. Также судороги могут быть инспираторными и экспираторными: в зависимости от того – возникают ли они на вдохе или на выдохе. По причине появления, заикание может быть эволюционным и симптоматическим. Эволюционное заикание, в свою очередь, бывает невротическое и неврозоподобное.

Тоническая форма. Проявляется в длительных паузах в речи, или растягиванием звуков. При этом, наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами.

Клоническая форма. Проявляется в повторении отдельных звуков, слогов или слов. Клонические и тонические речевые судороги могут наблюдаться у одного и того же заикающегося.

Классификация судорог при заикании: инспираторными (возникают на вдохе); экспираторными (на выдохе)

Невротическое заикание

Причина: возникает после психической травмы в возрасте 2-6 лет.

Проявление: речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрастным срокам, иногда может опережать их. У таких деток чаще отмечаются клонические судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении и в начале речи. Дети волнуются перед речью, отказываются от общения.

Помимо заикания у детей присутствуют невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Эти симптомы усиливаются на фоне переутомления. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада. Однако в дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на поведение. Их контакты с ровесниками и взрослыми остаются практически без изменений.

Дети неточно, суетливо выполняют при мелкие движения. При этом, у них хорошо развито чувство ритма. Они хорошо ориентируются в пространстве, нет нарушений мелкой моторики.

Неврозоподобное заикание

Причина: как правило, связано с теми или иными мозговыми нарушениями.

Проявление: дети с такой формой заикания быстро утомляются, истощаются. Они раздражительны, движения их выглядят «разболтанными». В некоторых случаях диагностируется психиатрические симптомы, которые характеризуется трудностями поведения и нарушениями движения. Заикание возникает в возрасте 3-4 года. Оно не связано с психологической травмой. Чаще возникает во время интенсивного развития фразовой речи. Нарушения постепенно усиливаются. Речь ухудшается при утомлении и после перенесенных заболеваний. Речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Иногда неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Дети с такой формой заикания не очень переживают по поводу своего недуга. Ситуация вокруг и окружение не слишком влияют на выраженность заикания.

У этих деток плохо развито чувство ритма, ловкость, быстрота. Им трудно выполнить два движения одновременно. Они много жестикулируют во время разговора. Им трудно взаимодействовать с мелкими предметами. Бывают нарушения мимической моторики – кривляния, необычные лицевые движения во время разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...

некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

"Речевые игры, как средство коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников"

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение п...