Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОНР Тема: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx187.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект ООД по образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей с ОНР (подготовительная группа)

на тему "Зимующие птицы"

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое».

1. Лексическая тема: «Зимующие птицы»

2. Грамматическая тема: Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование частей речи

3. Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей.

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах

2. Закрепить умение составлять рассказ по опорным схемам

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

1. Расширять и активизировать словарь детей по теме, закреплять в речи названия зимующих птиц, их частей тела; закрепить обобщающее понятие "Зимующие птицы"

2. Закреплять навыки словообразования и словоизменения, согласования

3. Развивать мышление детей на материале описательных загадок, через ответы на вопросы

4. Автоматизировать и дифференцировать сонорные и шипящие звуки в спонтанной речи детей

5. Закреплять умение детей делить слова на слоги

6. Развивать связную речь детей через  составление рассказа по опорным схемам

7. Развивать навыки чтения путем составления слов из слогов

8. Развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать межполушарное взаимодействие

9. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1.Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности

2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности

3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий

2. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

1.Словесные – беседа, вопросы, объяснения, описательный рассказ.

2. Наглядные – демонстрация картинок

3. Игровые –  кинезиологическая гимнастика  «Артисты»,

гимнастика для глаз "Найди птицу", Игра "Птички", пальчиковая гимнастика"Кормушка","Назови по части целое", "Составь слово",

“Назови ласково”. 

4. Практические – штриховка силуэта птиц, дидактическое упражнение «Собери птицу»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение стихов, рассказов, загадывние загадок о зимующих птицах.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц, модели птиц на каждого ребенка,картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком, магнитная доска, опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы", дидактическая игра "Назови по части целое", дидактическая игра "Составь слово", простые карандаши на каждого ребенка.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛворобей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, сова (уменьшительно-ласкательные названия птиц, притяжательные прилагательные: птичий, снегириная, голубиные),кормушка, корм, семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало) зимующие, клевать, каркает, воркует

ХОД ООД:

I. Организационный момент.

Логопед: На места сядут дети, которые назовут зимующих птиц.

II. Подготовительные упражнения.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем выполнять много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

1. Кинезиологическая гимнастика «Артисты»

Логопед:

  • Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова, 
Большая голова. 
На суку сидит, 
На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

2. Гимнастика для глаз "Найди птицу".

А сейчас будем делать гимнастику для глаз.

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

3. Артикуляционная гимнастика.

Выполним зарядку для язычка.

«Птенчики просят кушать», «Клювики», «Дятел», «Гнездо» («Чашечка»), «Птицы качаются на ветке» («Качели»)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

III. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) 

Правильно, мы будем говорить о зимующих птицах.

IV. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

1. Называние  зимующих птиц.

 Логопед: Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

 Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел, сова). 

2. «Подели на слоги»

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками)

3. Отгадывание загадок

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? 
(Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. 
(Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. 
(Дятел)

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …
(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. 
(Голубь.)

4. «Угадай, чем похожи, чем отличаются»

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

5. «Собери птицу»

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

6. Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)

Для чего птице клюв? Для чего птице крылья? Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

7.«Заштрихуй птицу»

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

                              Физминутка.

  1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. 
Птички прыгают, поют. 
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют 
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили, 
Клювики почистили.
Дальше полетели 
И на место сели.

  • Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
  • Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
  • Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
  • Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
  • Повороты головы вправо – влево
  • Имитируют руками взмахи крыльев
  • Дети садятся на стульчики.

Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

2. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

 Мы расскажем.
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. 
Н.Нищева

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

V. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

  • Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)

VI. Упражнения в образовании притяжательных прилагательных

  • Для кого этот корм?   (Для птиц)
  • Чей это корм?             (Птичий корм)
  • Чья это пища?            (Птичья пища)

VII. Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

- Название птицы

http://festival.1september.ru/articles/532312/img1.gif

<Рисунок 1>

- Какая это птица? Зимующая или перелетная?

http://festival.1september.ru/articles/532312/img2.jpg

<Рисунок 2>

- Эта птица крупная или мелкая?

http://festival.1september.ru/articles/532312/img3.gif

<Рисунок 3>

- Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

http://festival.1september.ru/articles/532312/img4.gif

<Рисунок 4>

- Чем питается зимой?

http://festival.1september.ru/articles/532312/img5.gif

<Рисунок 5>

- Где ночует?

http://festival.1september.ru/articles/532312/img6.gif

<Рисунок 6>

- Какую пользу приносит эта птица?

http://festival.1september.ru/articles/532312/img7.gif

<Рисунок 7>

Дети составляют описательные рассказы

VIII. Закрепление материала

1. Игры "Назови по части целое", "Чья голова,чьи крылья"

Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игры "Назови по части целое", «Чья голова,чьи крылья», и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу, сказать, чья это голова или крылья).

http://festival.1september.ru/articles/532312/img8.gif                         http://festival.1september.ru/articles/532312/img9.gif

<Рисунок 8>                                                           <Рисунок 9>

http://festival.1september.ru/articles/532312/mg10.gif                                          http://festival.1september.ru/articles/532312/img11.gif                         <Рисунок 10>                                                              <Рисунок 11

http://festival.1september.ru/articles/532312/img12.gif                            http://festival.1september.ru/articles/532312/img13.gif     

<Рисунок 12>                                                        <Рисунок 13>

                                 

Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

2. Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • птица – птичка, пичужка
  • синица – синичка
  • воробей – воробышек, воробьишко
  • снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
  • голубь – голубка, голубочка, голубок, голубочек
  • галка – галочка

Логопед: Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

IX. Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) с использованием образовательной технологии «Пальчиковые игры» Тема: «В гостях у курочки Рябы»

Цель:  Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное. Задачи:    Ø Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя;   Ø Побуждать к непроизвольному з...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Цель занятия: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Задачи:Образовательные: -Закрепить знания детей о зимующих птицах.-Познакомить с детей с ...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём...