Особенности подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к обучению чтению
статья по логопедии (старшая группа)

Казаненкова Светлана Сергеевна

Особенности подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к обучению чтению

Аннотация: В статье рассматривается значение обучения чтению в подготовке детей к школе. Условия эффективной подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения. А также в чем заключается успешность школьного обучения, значение общей педагогической готовности к школе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, элементарные навыки чтения, условия результативной подготовки к обучению чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Казаненкова Светлана Сергеевна учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 «Зоренька» городского округа Мытищи, Московской области 141036, Московская область.

Магистрант 2 курса факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

Научный руководитель: Комарова Т.С. – доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ.

Особенности подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) к обучению чтению

Аннотация: В статье рассматривается значение обучения чтению в подготовке детей к школе. Условия эффективной подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения. А также в чем заключается успешность школьного обучения, значение общей педагогической готовности к школе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, элементарные навыки чтения, условия результативной подготовки к обучению чтению.

Проблемы повышения подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению очень актуальна до сих пор, несмотря на множество исследований в данной области. Так, Левиной Р.Е. (1961) было установлено, что большой процент (25-30%) учащихся с недостатками речи испытывают трудности в овладении чтением и письмом - и что это можно отследить еще на этапе их подготовке к школе. Дети часто не имеют необходимого запаса практических языковых наблюдений, которые формируются у каждого нормально развивающегося ребенка на протяжении дошкольного детства и впоследствии помогают в деятельности, связанной с усвоением грамоты [4].

В настоящее время установлено, что нарушения письменной речи, в которую в качестве равноправных входят чтение и письмо, чаще всего возникают у детей в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушения чтения и письма возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого развития (по Левиной Р.Е.),так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (I и II уровни) дети вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением. По современной статистике,  среди них отмечается, от 35% до 60% дисграфии и дислексии. Это связано с отсутствием постоянного диалога родителей, дедушек и бабушек с малышом, так как большую часть свободного времени семья проводит у телевизора или за компьютером. Это и традиционные методы обучения письму и чтению, которыми могут качественно овладеть только шесть-семь человек из тридцати, а остальные пытаются догонять своих сверстников в учебе или сразу переходят в разряд отстающих. Разуверившись в своих способностях, они попадают в группу риска состояний социальной дезадаптации, в том числе девиантного поведения.

Левина Р.Е., Каше Г.А., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. указывают, что при недоразвитии речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Ефименкова Л.Н., Каше Г.А., Спирова Л.Ф.). Избирательное неусвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, а несформированностью обобщения звуков. Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Если же дети плохо различают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит не четкий характер, а восприятие букв затрудняется.

Чрезвычайно затрудненным у детей с общим недоразвитием речи и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, дифференцировав его от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном его звучании. Слитному произнесению слогов помогает смысловая догадка. Слить звуки в слоги - это прежде всего произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происходит с трудом [3].

При этом, как отмечает Ефименкова Л.Н. (1991), недоразвитие речи выражается на письме в виде смешения, замены букв, например: «ожик» вместо ёжик, «корький» вместо горький, «шушки» вместо сушки и т.п., а также неумения правильно применять при письме некоторые грамматические правила [1]. Так, некоторые дети не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.

Богатство словарного запаса имеет важнейшее значение для овладения грамотным письмом. Бедность словарного запаса, трудности сопоставления слов с различными и сходными лексическими значениями, проявляющиеся у детей с общим недоразвитием речи, вызывают затруднения при подборе проверочного слова, осложняют овладение правописанием безударных гласных. Достаточность словарного запаса имеет первостепенное значение также и для усвоения слитного и раздельного написания слов. Ошибки этого рода объясняются тем, что дети неясно представляют себе значения слов.

Недостаточность лексико-грамматического развития речи также вызывает трудности в овладении письменной речью. Так, трудности установления синтаксических связей в предложении обусловливает замену слов при чтении и письме [1]. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, а сам анализ затруднен. Так, при чтении фразы «Мама сварила кашу» ребенок с нормальным речевым развитием может уже при чтении слова «сварила» догадаться, какое будет окончание в слове «каша».

В процессе чтения ребенок начинает догадываться о смысле и грамматической форме последующих слов уже при восприятии предыдущего слова. Смысловая догадка в этом случае опирается на имеющиеся у него представления о закономерностях языка, на чувство языка. Ребенок с общим недоразвитием речи вследствие нарушенного лексико-грамматического строя речи приведенное выше предложение может прочитать так: «Мама сварила каша», так как не опирается на точные языковые обобщения, на четкие представления о закономерностях изменения слов и их сочетаемости в предложениях. Смысловая догадка либо отсутствует, либо играет отрицательную роль, так как приводит к большому количеству специфических ошибок. Это может определяться еще и тем, что морфологическая структура слова недостаточно осознается детьми, поэтому в процессе чтения не возникает правильной смысловой догадки, а возникает аграмматизм, связанный с трудностями восприятия точных грамматических значений, обусловленных морфологической структурой слова. Таким образом, отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму, который выражается в письме и чтении в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Дети с общим недоразвитием речи не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: «у меня нет красная платий, пять белый грибы»; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол плюс существительное, например: «пошли с корзинки, катались на санки» [7]. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи не чувствуют интонационности и смысловой законченности предложения, поэтому не всегда могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Недоразвитие связной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, затрудненное понимание причинно-следственной связи приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения испытывают значительные трудности при написании изложений и сочинений.

Рассмотренные выше трудности, возникающие у детей с общим недоразвитием речи, при овладении чтением и письмом доказывают необходимость большой подготовительной работы над фонетико-фонематической, лексико-грамматической и связной сторонами речи детей в целях достижения грамотного письма. Рау Е.Ф. (1963) отмечает, что если не уделить должного внимания воспитанию речи ребенка в дошкольном возрасте, он придет в школу с недостатками речи, которые могут послужить причиной его неуспеваемости - школьник будет писать так же неправильно, как говорит. Она указывает, что всего этого можно избежать, если в дошкольном возрасте уделить серьезное внимание воспитанию речи ребенка [5].

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1965.
  3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. – М.,1965.
  4. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М.,1961.
  5. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.
  6. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. – 1988. - №5.
  7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...

"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Вашему вниманию предоставляется проект на тему «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием  речи»....

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению г...