Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях с использованием ИКТ и методов Триз-технологии.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Позднякова Светлана Андреевна

Конспект индивидуальной логопедической НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_l.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Позднякова Светлана Андреевна

Учитель-логопед первой категории

МБДОУ д/с №375 г.Челябинск

Конспект индивидуальной логопедической НОД

«Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях с использованием ИКТ и методов Триз-технологии».

Цель: правильно и четко произносить звук [Л].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-продолжать автоматизировать звук [Л];

-закреплять умение определять наличие и место звука [Л] в словах.

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ;

- развивать зрительное внимание, память, логическое мышление;

-развитие речевого дыхания.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

-воспитывать самостоятельность, целеустремленность.

Оборудование:.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Ваня, с помощью упражнения «здравствуй» поздороваемся друг с другом:

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое! (слегка надавливать подушечками пальцев правой руки на ладонь левой руки)

Здравствуй, небо голубое! (слегка надавливать подушечками пальцев левой руки на ладонь правой руки)

Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! (последовательно соединять каждый пальчик обеих руки с большими пальцами)

Мы живем в одном краю – (сжимаем и разжимаем кулачки) 

Всех я вас приветствую! (руки разводить в сторону)

 (слова пальчиковой гимнастики проговариваются вместе с ребенком).

Замечательно, а теперь я приглашаю тебя в необычное путешествие, а с каким звуком ты сейчас догадаешься:

Два берёзовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи,

И зовут их... (лыжи).

Ваня, какой первый звук в слове лыжи? Правильно! Сегодня мы отправимся в путешествие со звуком Л.

Присаживайся, Иван. На занятии глазки смотрят и все видят, ушки слушают и все слышат, а голова думает.

Продолжаем работу со звуком Л. А напомни мне, Иван, что делают губы при правильном произнесении звука Л? Где находится язычок? (губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы).

Звук Л, он какой? Гласный или согласный? (согласный) почему ты так решил? (он произносится с препятствием). Что еще можно сказать о звуке, какой он?

Звук Л согласный, твердый, звонкий.

Выполним артикуляционную гимнастику, это придаст нам сил и энергии на все путешествие. Сядь ровно, спину держи правильно, руки положи на парту. Будем выполнять упражнение:

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Вкусное варенье»

Ел я вкусное варенье –

Это было наслаждение.

«Маляр» (5 раз) пора,

Красить потолок пора

Пригласили маляра.

Челюсть ниже отпускаем, язык к небу поднимаем.

Проведем вперед-назад –

Наш маляр работе рад.

Замечательно, с артикуляционной гимнастикой ты справился на отлично! Ваня, сегодня мы отправимся в гости к загадочному зверьку, его имя пока для нас секрет. По дороге к нему будем выполнять разные интересные задания. Ты готов к путешествию?

Ваня, загадочный зверек живет на удивительной планете СЛАЙД 2 Луна. Луна находится далеко от нас СЛАЙД 3, туда можно долететь только на космическом корабле. Сядем в корабль и отправимся в путешествие. 

Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л…

Замечательно, Иван. (Встаем) Вот мы и на Луне СЛАЙД 4,5,6 (с интервалом) Посмотри, как тут необычно и красиво. А вот и лунные СЛАД 7 жители. Давай поздороваемся с ними на лунном языке. Повторяй за мной:

Ла-ло-лу      

Лу-ла-лы      

ыл-ал-ол

ул-ел-ил

А теперь лунные жители поздороваются с нами: ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез. Послушай: ал-ол-ул-ив. Какой слог лишний?

Ваня, лунные жители сказали мне, что сильный космический ветер СЛАЙД 8 спрятал все приготовленные для нас задания в этот сундучок и плотно закрыл его.  Что же нам делать? Я тебе предлагаю поиграть с ветром в игру «Поймай слово». Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком Л: лук, бабочка, шапка, стол, белка, кукла, шкаф, стул, ручка, луна.

Ветру понравилось играть с нами, и он открыл сундучок. А ты уже можешь открыть первую букву в имени нашего загадочного зверька. Присаживайся. Открой первую карточку верхнего ряда (Л).

Умница! А теперь я открою сундучок, а ты достань первое задание.

Это упражнение «Улитка». СЛАЙД 9 Называй по порядку картинки, следи за правильным произношением звука Л. Умница! Открой карточку в нижнем правом углу (У). Я достану из сундука следующее задание: упражнение «Чего не стало?». СЛАЙД 10 Ваня, рассмотри и запомни картинки. Закрывай глазки, сейчас одна картинка исчезнет. Посмотри и скажи, чего не стало (упражнение повторяется несколько раз) Молодец.

Молодец, ты очень старался. Все упражнения мы выполнили правильно, открой третью карточку первого ряда (Н).

А теперь давай немножко отдохнем. Лунные жители научили меня лунному танцу. А я хочу научить ему тебя. Повторяй за мной движения СЛАЙД 11.

Ох, как хорошо ты танцевал. За это ты можешь открыть карточку в нижнем левом углу (Т).

 Отлично! Я достану из сундука следующее задание. (Присаживаемся). Игра «Четвертый лишний».  Четко произнеси названия картинок СЛАЙД 12 на экране и определи, какая картинка лишняя. Объясни почему. Если ты определишь правильно, эта картинка исчезнет. Картинки ребенку на слайде:

Собака, кошка, коза, дятел.

Снегирь, сова, лошадь, синичка. СЛАЙД 13

Жук, белка, бабочка, оса. СЛАЙД 14

Назови слова, которые были лишние. Используя космическую ракету, определи место звука Л в этих словах. Выбери картинки и рассели их в этой ракете. На первом этаже ракеты будет жить та картинка, где Л в начале слова, на втором, где Л в середине, а на третьем та картинка, где звук Л в конце слова. Мы справились с заданием на отлично, давай присядем и откроем сразу две карточки имени нашего лунного героя. Открой оставшуюся карточку первого ряда (И).

 «Составь предложения»

Осталось последнее упражнение. СЛАЙД 15 Используя картинки, составь предложения. Проговори составленные предложения.

Клоун катается на велосипеде.

У  Лады круглый глобус.

В холодильнике холодное молоко.

Ваня, теперь ты можешь открыть последнюю букву в имени нашего героя (К). 

Теперь ты знаешь, как зовут нашего загадочного зверька, его зовут – ЛУНТИК СЛАЙД 16.

Ваня, Лунтику понравилось, как ты выполнял задания, он хочет подарить тебе и твоим друзьям свой черно-белый портрет. В группе раскрасишь его и оживишь лунтика.  А наше приключение подошло к концу и нам пора улетать домой. (Упражнение Ракета). Ваня, я благодарю тебя за занятие, все было здорово, иди в группу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Р в слогах, слова и предложениях

Индивидуальная работа с детьми 5-7 лет по автоматизации звуков...

Автоматизация звука [р] в слогах,словах и предложениях.

Конспект занятия поможет правильно выстроить занятие....

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Открытое логопедическое занятие с использованием ИКТ в средней группе. На тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Цель: учить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.Задачи:Образовательные:    - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш]....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по автоматизации звука [С’] в слогах, словах и предложениях

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по автоматизации звука [С’] в слогах, словах и предложениях...