Графо-моторные функции
статья по логопедии

Филимошина Татьяна Евгеньевна

Не давно я была в школе на собрании у своей племяннице. Особое внимание на собрании уделили плохому, неразборчивому почерку учеников и это не смотря на то, что учатся они в третьем классе. Некоторым ребятам учитель предложил (даже настоял) вернуться к тетради с двойной косой линейкой. После собрания сомнения в актуальности этой темы у меня не осталось. И конечно предупредить дефект всегда легче чем исправлять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Заботливых родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Как подготовить его к школе?

Не секрет, что большая часть первоклассников испытывает серьезные трудности с навыком письма. Многие дети не правильно держат ручку, часто при этом очень напряжены. Линии получаются не ровные, «дрожащие», нажим не равномерный, буквы разного размера, пишутся где угодно, но только не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается.

С чем связан интерес к развитию графо-моторных функций: во-первых возросшей необходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики (т.е. движения пальцев и кистей рук)

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. И привить ребенку правильные графические или графо-моторные навыки.

Графо-моторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

• дорисовывание незаконченных рисунков;

• дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с

недостающими деталями);

• упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В. Антакова-Фомина, М.И. Кольцова, Е.И. Исенина). Исследователи установили, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.  

Следовательно, развитие пальцевой моторики напрямую зависит от того как ребенок в дальнейшем овладевает навыком письма, а также речью.

Как вид деятельности (в понимании А.Н. Леонтьева, 1983) письмо включает три основные операции:

а) символическое обозначение звуков речи, т.е. фонем;

б) моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов [Журова Л.Е., Эльконин Д.В., 1963];

в) графо-моторные операции.

Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.

а) Навык символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, формируется на основе развивающихся у ребёнка способностей  символизации более широкого плана: символической игры, изобразительной деятельности и др. роме того, необходимой его предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания [Левина Р.Е., 1940]

Первым проявление способности к символической деятельности в онтогенезе является появление символической игры с характерными для нее действиями игрового замещения предметов и предметного изображения в рисунках. С того момента, как ребенок переходит от каракулей  изображению форм, которым дает названия, начинается развитие графического символизма [Мухина В.С., 1981]. В отличие от письма это символизм первого порядка (т.е. означаются конкретные предметы, а не слова, которые сами являются знаками). Овладение рисованием – это освоение знаковой деятельности. На ранних этапах развития ребёнок сначала изображает что-то, а потом придумывает этому название. Лишь позже, когда созревает способность  к рисованию по замыслу, можно говорить о появлении динамики усвоения языка графических символов. Незрелость подобных способностей даже при достаточном умственном развитии затрудняет овладение графемами.

б) Моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов.

в) Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющий письмо. Тем самым они могут оказывать влияния не только на каллиграфию, но на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребёнка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, о которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляцией движений руки. Контроль выполнения, обратная связь (афферентация) происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки»  [Саулина Н.П., 1963]. Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит «глаз». Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность  данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости».

Если же у ребенка одновременно остается развитие изобразительной деятельности и изобразительно-графической символики, то усвоение звуко-буквенных связей длительное время оказывается невозможным. По нашим наблюдениям, именно у таких детей рисунки были наиболее бедны деталями, а при срисовывании страдало оперирование сенсорными эталонами.

Следовательно, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих трех фаторов6

а) зрительного восприятия;

б) произвольной графической активности (ИЗО деятельности);

в) зрительно-моторной координации (О.И. Галкина, Б.Ф. Ломов, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина).

Формирование изобразительно-графических способностей

      Коррекционная работа ведется в двух направлениях:

- развитие графо-моторных навыков

- овладение графической символизацией.

При наличии выраженной недостаточности зрительно-моторной координации начинают занятия с обводки по контору, штриховки, срисовывание геометрических фигур. На последующих этапах могут быть рекомендованы следующие упражнения:

а) дорисовывание незаконченных рисунков;

б) игра «Кто наблюдательнее?» - рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;

в) дорисовывание рисунков с недостающими деталями (изображение закончены, но недостает деталей);

г) воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;

д) письмо букв и слов по шаблонам. Из целлулоида или плексигласа изготавливается шаблон для рукописного шрифта, и по нему ребенок вырабатывает автоматизированные кинемы, т.е. навыковые движения для изображения букв.

Развитие графических навыков

Дети учатся:

- рисовать вертикальные и горизонтальные линии;

- рисовать округлые линии;

- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;

- штриховать различные предметы.

Здесь за основу взята работа Т.Б. Филичевой «Развитие графических навыков». Но задачи можно решать и в игровой форме. Например, вместо задания «нарисовать вертикальные линии» предлагается «дорисовать иголки ежику», «струйки дождя» и т.д. Тем самым, дети незаметно для себя упражняются в написании элементов букв: ручка к зонтику – элемент буквы «У», цыпленок – «О» и т.д.

Первые задания дети должны выполнять фломастерами; письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми.

Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать карандашом или ручкой.

С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

К концу года даются задания на заштриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий они устраняются.

Выполнение ребенком задания в тетради позволяет:

  1. Обеспечить минимальный уровень познавательных средств (фонематических и графических), которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – звукобуквенному анализу.
  2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.
  3. Развивать различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь.
  4. Закрепить имеющиеся представления о фонетической стороне слова.
  5. Развивать графические навыки.
  6. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

Список используемой литературы:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют. СПб., 2002.
  2. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. М., 2001.
  3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль общей и мелкой моторики в формировании графо - моторных навыков старших дошкольников и младших школьников"

Творческая работа   с теоретическим и практическим материалом по формированию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и формированию графо-моторных навыков в подготовительной группе. Тема: "Космическое путешествие".

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формированию графо-моторных навыков в подготовительной группе " Космическое путешествие"...

Перспективное планирование по оптико – пространственным представлениям и графо – моторным навыкам

Работая карандашом, пластилином, ребенок не только развивает мелкую моторику пальцев рук, но и мозг, ибо это неразрывно связанные вещи. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенн...

Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с ЗПР посредством нетрадиционных техник рисования

В процессе рисования нетрадиционными техниками у детей развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, все это служит гарантией овладения ребенком письма....

Развитие графо-моторной функции через авторское пособие В.В. Воскобовича "Умные стрелочки"

Развитие навыка ориентировки на листе бумаги и пространстве через символы, используя технологию В.В Воскобовича «Умные стрелочки»...

Карточки-тренажеры на развитие графо-моторных навыков и зрительно-моторной координации по мотивам мультфильма "Маша и Медведь"

Материал содержит полезные и эффективные графические упражнения на развитие координации в системе "глаз-рука"....