Статья: "Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ".
статья по логопедии

Лепехина Светлана Викторовна
Основная идея создания группы – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж ДОУ, сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2019.docx476.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Лепехина С. В., учитель-логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  №19  Ворошиловского района Волгограда

                                                              ДОУ  детский сад №19

г. Волгограда

Адаптация  ребенка  раннего возраста к условиям ДОУ.

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с момента существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми людьми  могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Разлука с матерью, новая обстановка, незнакомые люди – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка. На базе нашего ДОУ, являющегося региональной инновационной площадкой, реализуется проект «Организационно-педагогические условия стимулирования развития детей раннего возраста». Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики.

В настоящее время используется термин "взаимодействие" детского сада и семьи, предполагая  совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей.

Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем  детском саду  создана группа раннего стимулирующего развития (группа РСР)  для детей с ОВЗ, не посещающих детский сад. В группе принимают участие специалисты детского сада.  Создание такой группы это – перспективная  форма сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение  к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания.

Группа  является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома.

Цель: гармоничное развитие личности ребенка, адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации.

 Задачи:

Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям с ОВЗ раннего возраста.

Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.

Формирование умений общения со сверстниками.

Развитие видов деятельности.

Группа РСР - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности группы  в 2 направлениях.

Обучение и консультирование родителей; ведущие формы обучения в условиях группы – беседы,  консультации, анкетирование.

Обучение детей, игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, праздники и развлечения, организация различных видов детской деятельности.

Группа РСР создается для детей, не посещающих детский сад, с целью мягкой адаптации к новым условиям, индивидуализации личности ребенка. Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте – это предметная деятельность). Программа рассчитана на 9 месяцев, с сентября по май. Предусмотренные программой блоки состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, двигательной, речевой. Виды деятельности постоянно меняются, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждой встрече подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.  Материалом для встреч служат игры, игровые задания.

Воспитание ребенка – сложное и ответственное дело.  Развиваться и набираться знаний нужно  как маме, так и ребенку. Нужно понимать, что первые 3 года жизни ребенок, как губка, впитывает все, что дает ему общество, в котором он растет, и задача взрослого дать возможность малышу впитать как можно больше в этот благодатный момент. Именно поэтому, в ДОУ № 19  функционирует группа  раннего стимулирующего развития. Группа РСР - это адаптационная группа для детей 1,5 – 3 лет с ОВЗ, не посещающих детский сад. Основная идея создания группы – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж ДОУ, сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста.

Условия работы группы:

Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься.

Педагог использует ситуации, которые возникают естественным путем и мягко направляет внимание ребенка к областям, которые актуальны для развития.

Педагог готовит предметную развивающую среду, которая стимулирует развитие познавательной активности ребенка и  способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми.

Все игрушки доступны для ребенка, он сам делает выбор.

У детей больше возможностей для развития навыков общения, поэтому быстрее развивается речь и познавательная активность.

Мама – активный участник общения, взаимоотношения мамы и ребенка оптимизируются.

Навыки, приобретенные на встречах, ребенок легко переносит в повседневную жизнь. В  группе одни и те же игры повторяются на каждой встрече. Это не случайно, повторяемость игр необходима: для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше, для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые игры одни и те же, но они постепенно усложняются. Дети узнают, как можно по-разному играть в одну и ту же игрушку. Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети.

В игровой комнате игра не регулируется педагогом. Педагог не говорит детям и родителям, что нужно делать. Но это совсем не означает, что дети ничему не учатся. Наоборот, именно во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения.  Во время свободной игры сами собой возникают различные ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, а родители и педагог могут помочь в тех случаях, когда малыш не в состоянии справиться сам.

 Педагог иногда включается в ситуации, если это дает возможность родителям увидеть другую модель разрешения конфликта. В игровой комнате родители могут увидеть: какие игрушки предпочитает их ребенок,  как он в них играет, как поведет он себя в конфликтных ситуациях, например, когда другой ребенок попытается отнять понравившуюся вещь и т.д.

Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнают о нем гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра покажет им все грани характера их малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получат мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.

Посещая  группу  РСР, малыш обретает чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Он постепенно привыкает к тому, что мама может находиться не рядом с ним, а в другом конце комнаты или в другой комнате, ребенок начинает получать удовольствие от самостоятельного исследования окружающего мира. Посещая группу РСР, родители узнают, каким образом можно стимулировать речевое и умственное развитие малыша в повседневной жизни. Они могут оценить сильные и слабые стороны своего общения с малышом и, возможно, что-то скорректировать. Обязательно присутствие и активное участие мамы или другого близкого ребенку человека. Каждого ребенка сопровождает один взрослый. Желательно, чтобы малыш приходил на занятия каждый раз с одним и тем же сопровождающим.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.

C:\Users\Userl\Desktop\ФотоВидеоАйфон\146.JPGC:\Users\Userl\Desktop\ФОТОВидеоДС\IMG_20170127_111541.jpg

Литература

  1. Новоселова        С.Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». – М: Просвещение, 1977. – 5-6с.
  2. Пилюгина Э.Г «Занятия по сенсорному воспитанию». - М: Просвещение, 1983. – 8с.
  3. Маханева М.Д. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». – Сфера, 2008. – 3-4с.
  4. Янушко        Е.А. «Развитие речи детей 1,5 – 3 лет». – Теревинф, 2013. – 4с.
  5. Печора        К.Л. «Дети раннего возраста в дошкольном учреждении». – М: Владос, 2010. – 2-3с.
  6. Колдина Д.Н.  «Игровые занятия с детьми от 1 до 2 лет» - М: Сфера, 2011. – 3с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

1.  Правовое воспитание дошкольников   2 Правовое воспитание в условиях ДОУ   3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...

П А М Я Т К А по созданию психолого-педагогических условий для индивидуализации ребенка дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В условиях внедрения ФГОС ДО педагогам ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» с целью повышения профессиональной компетенции было предложено ознакомиться с ...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...