Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"
материал по логопедии
Материал для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_pedagogov.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа дошкольных наук»
Мастер класс на тему
«Артикуляционная гимнастика!!!»
Учитель-логопед Ксензик А.А.
Когда мы говорим, мы не задумываемся, как это делаем. Так как этот процесс у нас доведен до автоматизма. В настоящее время в силу разных причин речевое развитие детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Большое количество детей поступают, в школу с нарушением произношения звуков и как следствие развивается недостаточно и требует коррекции фонематический слух. Не получившие своевременную помощь дети сталкиваются с серьезными проблемами в школе на уроках русского языка и чтения. Артикуляционный аппарат таких детей не совершенен, им трудно удержать определенную артикуляционную позу, четко произнести те или иные звуки, правильно написать простое слово. Поэтому сейчас делается большой упор на звуковую культуру речи, начиная с ясельной группы и продолжая подготовительной группой. Мы сегодня поговорим об артикуляционной гимнастике.
Одной из очень важных форм логопедической работы по преодолению дефектов звукопроизношения, проводимых ежедневно, является артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс различных упражнений:
- Пальчиковая гимнастика;
- Самомассаж;
- Упражнения на дыхание;
- Упражнения на развитие мышц нижней челюсти;
- Упражнение на развитие мимических мышц;
- Упражнение на развитие губных мышц;
- Упражнение на развитие мышц языка;
В процессе артикуляционной гимнастики, как правило, больше упражнений отводится тренировке языка. Язык – это, безусловно, главный орган артикуляции. Упражнения для языка делятся на динамические и статические. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движений, помогают ребенку принять правильную артикуляционную позу.
Артикуляционная гимнастика проводится логопедом на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Воспитателями перед завтраком и в вечернее время, когда они занимаются с детьми по заданию логопеда. Для проведения артикуляционной гимнастики нужна зрительная опора – зеркала. В общеобразовательных группах желательно проводить артикуляционную гимнастику ежедневно до завтрака.
Артикуляционная гимнастика. |
Ниже приводятся комплексы упражнений для формирования основных групп звуков, а также для дифференциации свистящих - шипящих, звонких - глухих и сонорных (л - р). |
Артикуляционная гимнастика
Статические упражнения.
Каждое упражнение выполняется четко, медленно по 8-10 раз.
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Динамические упражнения.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15 раз.
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
8. «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...