«Звук и буква ы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_y.docx99.87 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений, проведенное с группой компенсирующей направленности, 2 год обучения.

Тема занятия. «Звук и буква ы».

Цели занятия. 

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком и буквой ы;
  • научить характеризовать звук ы по акустическим и артикуляционным признакам;
  • формировать умение проводить анализ звукового ряда, выделять первый звук, второй, третий.
  • формировать навык определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику;
  • развитие дыхания и голоса.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.

Оборудование занятия

Мультимедийная презентация, наборы с цветными фишками для выкладывания звуковой схемы, счетные палочки и верёвочка для выкладывания буквы, картинки со звуком Ы, сюжетные картинки, раскраски.

Подготовка конспекта занятия: консультация логопеда, использование литературы, самостоятельная работа.

Ход занятия.

Этап занятия и хронометраж

Программное содержание этапа (методы обучения)

Пособия и дидактический материал

Индивидуальная работа

Результат

Организационный момент.

- Мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

«Наступило лето. Мы поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Мы продолжали плыть дальше. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо нас. Мы весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). А потом  ловили рыбу, ныряли в воду и плавали (Показать движения)».

Мультимедийная презентация.

Выполнение движений по тексту.

Развитие артикуляционной моторики.

Чтобы красиво отвечать на мои вопросы сделаем гимнастику.

«Улыбочка»  растянуть губы в улыбке.

«Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка»  «Трубочка».

«Окошко» – широко открыть рот.

«Окошко открываем и закрываем».

«Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Положить на нижнюю губу блинчик и подуть на кончик языка.

Объявление темы занятия.

Сегодня мы в гостях у интересного звука. Он никогда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук – невидимка

Спрятался в часы.

А его братишка –

Дедушке в усы.

Дети называют звук Ы

Артикуляция звука.

- О каком звуке мы сегодня будем говорить?

Как мы ставим губки?

Зубки открыты или закрыты?

Язычок куда-нибудь поднимается или лежит за нижними зубами?

Мешает ли что-нибудь при его произношении?

А мы можем этот звук пропеть?

Возьмем невидимую ниточку и протянем звук ы. Тянем длинную ниточку.

Теперь тянем короткую ниточку.

Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук?

В каком замке живет?

Каким символом обозначаем гласные звуки?

Замки синего, красного, зеленого цвета.

Фишки.

О звуке Ы.

Открыты, в форме овала.

Зубки открыты.

Язычок лежит за нижними зубками.

Преграды нет.

Можем пропеть.

Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы.

Ы-ы-ы-ы-ы.

Звук Ы гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит.

Гласные звуки живут в красном замке. Выставляется на доску изображение красного замка.

Гласные звуки обозначаются красным квадратиком (кружочком). Выставляется красный квадрат рядом с замком.

Развитие фонематического слуха.

Чтобы звук ы от нас никуда не убежал, нам нужно поймать все звуки ы. Слушаем внимательно и хлопаем, когда услышим звук [ы[.

Сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

Знаю я, знаешь ы,

Что нет слова,

Начинающихся на звук Ы.

Ребята, я предлагаю найти слова с этим звуком.

Игра «Один – много»

Кукла – (куклы),  гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода —…, дуб – …, зуб – …, банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..

На наборном полотне картинки со звуком Ы.

Дети хлопают, когда слышат звук Ы

Дети называют, что изображено на картинках, выделяя звук Ы.

Развитие мелкой моторики.

Чтобы пальчики нас слушались, сделаем пальчиковую гимнастику.

Обезьянка мыла мылом лапку

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой

Сполоснув его водой

Не забыла и указку

Смыв с него и пыль, и краску.

Средний мылила усердно,

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой-

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла,

Видно он боялся мыла.

Выполняют массаж пальцев.

Проговаривают вместе с педагогом.

Связь звука и буквы.

Все на свете рыбаки

Очень любят букву Ы.

Без Ы не будет рыбы,

За это Ы спасибо.

Я сегодня принёсла вам её в подарок. Выставляется буква Ы

Из скольких элементов состоит буква Ы?

В какую сторону повёрнут животик?

Вправо.

С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе. Выложим букву ы из палочки и веревочки на столах.

klass39s

Счетные палочки.

Допиши недостающую часть.

буква Ы

Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочка.

Вправо.

Закрепление звука в слогах.

Игра «Звуки подружились»

Я предлагаю подружить звуки, согласные звуки с гласными.

Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х, на другую звук Ы. Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М, звук Ы, слог – МЫ.

А сейчас мальчикам я подарю звук Т, девочкам звук Ы. Повернитесь друг к другу, соедините ладошки и произнесите слог – ТЫ, мальчикам – П, девочкам – Ы, (ПЫ). Дети, соединяя, ладошки произносят слоги.

Выполнение упражнения.

Физминутка

Дилы-дилы-дилы – появились … крокодилы.

Моты-моты-моты – спят в болоте … бегемоты.

Афы-афы-афы – Жуют листики … жирафы.

Ны-ны-ны – водой брызгают … слоны

Яны-яны-яны – по веткам скачут … обезьяны.

Дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками.

Закрепление звука в словах и в предложении

А сейчас поираем игру «Найди слово со звуком Ы».

У вас на столах лежат конверты. Возьмите их, достаньте картинки и выберите только ту, в названии которой есть звук Ы. произнесите, выделяя звук Ы, разделите слово на слоги и определите место звука в слове.

Внимательно еще раз посмотрите на свои картинки. Подойдите к столу. Подберите себе картинку по смыслу связанную с той, которая у вас уже есть.

Конверты с двумя картинками, одна из картинок со звуком Ы.

Сюжетные картинки

Дети по цепочке проговаривают свое слово.

Дети выбирают сюжетные картинки и составляют предложения. Проговаривают каждый свое.

Итог занятия.

С какой буквой и каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?

Вы все сегодня молодцы, все справились с заданием. Предлагаю вам занимательную раскраску по теме нашего занятия.

8676_html_4e07edfa

Со звуком Ы, буквой Ы.

Оценка работы детей.

Что тебе понравилось сегодня больше всего?

Что у тебя сегодня не получалось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....