Конспекты занятий по лексической теме "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспекты логопедических занятий для подготовительной группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Апрель, 3-я неделя

Лексическая тема «Насекомые»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые» (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный). Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов). Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, коврограф, модуль с висящими на нем бумажными бабочками, альбом «Мир природы. Животные», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями бабочек, жуков, осы, усов жука, карточка с ребусом.

Предварительная работа. Рассматривание насекомых, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Гусеница».

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки». [Создание эмоционально положительного фона. Воспитание направленной воздушной струи.]

Логопед. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами и будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них.

Логопед. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

Логопед. Выполняйте упражнение.

2. Рассматривание картины С. К. Артюшенко «Насекомые и пауки» и беседа по ней. [Развитие синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Уточнение словаря по теме «Насекомые и пауки».]

Логопед. Расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают. Составьте предложения сразу о двух насекомых.

3. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед. Каких насекомых нарисовал для вас художник?

Дети. Это бабочка и жук.

Логопед. Возьмите простой карандаш, обведите бабочку по контуру, а потом раскрасьте ее так, как вам хочется. Обратите внимание на окраску бабочек на картинках.

4. Игра «Закончи предложение». [Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка...

Дети. ...маленькая.

Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы...

Дети. ...длинные.

Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки...

Дети. ...тонкие.

Логопед. У шмеля спина широкая, а у водомерки...

Дети. ...узкая.

 5. Упражнение «Гусеница». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.

Этот странный дом без окон

Дети лежат на спинах ногами в

У людей зовется «кокон».

центр круга.

Свив на ветке этот дом,

Поворачиваются на левый бок, поло-

Дремлет гусеница в нем.

жив руки под щеку.

Спит без просыпа всю зиму.

Переворачиваются на другой бок.

Но зима промчалась мимо —

Ложатся на спину, потягиваются.

Март, апрель, капель, весна...

Медленно садятся.

Просыпайся, соня-сонюшка!

Потягиваются сидя.

Под весенним ясным солнышком

Встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна.

Бегут по кругу, машут руками, как

Стала бабочкой она!

кръыышками.

6. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [р'] в словах.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, сделать два-три упражнения из артикуляционной гимнастики, по цепочке повторить за ним слоги: ри, ре, рё, рю, ря, а затем слова с этими слогами).

7. Отгадывание загадок о насекомых. [Развитие общих речевых навыков.]

Этот увалень мохнатый,

Сладкоежка полосатый,

Опускает хоботок

В распустившийся цветок.

Кто это?

 Это шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.

Злюка тощая такая

Надо мной весь день летает

И ужалит ненароком,

Если я измажусь соком.

Кто это?

 Это оса. Она алая, тонкая и больно жалит.

По листочку проползает,

Всюду дырки оставляет.

Вот прожорливая штучка,

А свернулась закорючкой.

Кто это?

Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках, сворачивается закорючкой.

                                Звон весь день в ушах стоит.

Надо мною кто звенит?

 Прилетел он со двора.

Длинный нос у...

Дети. Комара.

8. Окончание занятия.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа. Совершенствование навыка чтения. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, игра «На полянке», картинка-загадка, плоскостные изображения девочки, передника и предметов со звуком [р'] в названиях, трех разноцветных ромашек.

Предварительная работа. Составление плана рассказа о насекомом на занятии по развитию речи.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Найди место». [Уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление темы занятия.]

1. Игра «На полянке». [Совершенствование грамматического строя речи.]

Дети закрепляют изображения насекомых на игровом поле.

Логопед. Расскажите, где находятся насекомые.

Дети. Жук спрятался в чашечке колокольчика и выглядывает из нее.

Дети. Стрекоза сидит и качается на стебле колокольчика.

Дети. Муравей бежит в траве под паутиной.

Дети. Гусеница ползет по листку одуванчика.

Логопед закрепляет на игровом поле еще несколько плоскостных изображений насекомых.

Дети. Бабочка кружится над полянкой с цветами.

 Муха запуталась в паутине и громко жужжит.

 Кузнечик прыгает с травинки на травинку.

 Шмель сидит под листком одуванчика в траве.

2. Составление рассказов-описаний о насекомых по заранее составленному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед оставляет изображения насекомых на игровом поле.

Логопед. А теперь выберите по одному насекомому и расскажите о нем по плану.

3. Упражнение «Что спрятал художник?» [Развитие зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед. Рассмотрите картинку-загадку и расскажите, что вы видите на ней.

Дети. На большой ромашке сидит бабочка, а на другой ромашке прячется божья коровка.

4. Упражнение «Гусеница» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Насекомые»). [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

5. Упражнение «Помоги Иришке». [Автоматизация звука [р'] в предложении.]

Логопед. А теперь давайте поможем Иришке украсить новый передник вышивкой. Рассказывайте, что Иришка вышивает на нем. Я надеюсь, что вы будете правильно произносить звук [р'].

 Иришка вышивает на переднике ветку рябины.

 Иришка украшает свой передник снегирем.

 Иришка вышивает на переднике три черешни.

 Иришка хочет вышить на переднике курицу.

6. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [л]. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед. Давайте сделаем несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Попробуйте «пожевать» широкий расслабленный язык, то убирая его в глубь рта, то высовывая обратно.

Логопед. Следующее упражнение называется «Гармошка». Попробуйте петь звук [ы], высунув широкий язык, а потом прикусите широкий кончик языка и постучите пальцами по щекам.

Дети выполняют упражнение 3—4раза.

Логопед. А теперь сделаем упражнение «Шарик». Для этого нужно упереть кончик языка в верхние зубы, стараться как бы вытолкнуть их изо рта и при этом выдувать воздух в щеки, чтобы они надулись.

Дети вновь несколько раз выполняют упражнение.

7. Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер. Они удобно располагаются на нем.

Логопед. Я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете определять, какое слово лишнее. Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?

8. Игра «Разноцветные ромашки». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед раскладывает на ковре плоскостные изображения насекомых, а на коврографе закрепляет три плоскостных изображения цветков.

Логопед. Эти ромашки называются космея. Посадите на розовую ромашку тех насекомых, в названиях которых один слог, на желтую — тех, в названиях которых два слога, на белую — тех, в названиях которых три слога.

Дети выполняют и комментируют задание.

9. Окончание занятия.

Логопед подводит итог изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .

Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис...

Конспект занятия по лексической теме "Домашние животные"

Цель занятия : развивать у детей словарь и грамматические признаки языка....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

конспект занятия по лексической теме "Весна"

Совершенствование диалогической формы речи,  совершенствование мыслительной деятельности, развитие интонационной  выразительности речи, совершенствование  навыка связного речевого выска...

Конспект занятия по лексической теме «Одежда» в старшей группе «Лучики»

Коррекционно-образовательные цели: Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй  речи, учить  образовывать существительные  множественного числа; уч...