Звуки [М ] [М`]. Буквы М, м
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ «М» И «МЬ». Буквы М, м

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «М» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «МЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова на твердый звук «М», заучить их:

Мама, Малыш, море, матрешка, моряк, матрос, мак, мука, муха, Маша, мороз, молоко, масло, маргарин, макароны, мандарины, мартышка, морковь, мороженое, магазин, магнит, мост, малина, мальчик, маляр, мармелад, машина, мозаика, молния, молоток, монета, мотор, мотоцикл, муравей, мышка, массаж, маска, музыка, мыло.

2) Назвать слова на мягкий звук «МЬ», заучить их:

Мебель, медведь, миска, мишка, медаль, милиция, мед, место, месяц, металл, микрофон, метр, мешок, мизинец, мимоза, мяч, мир, минута.

3) Внимательно послушай слово и скажи, какой звук: твердый «М» или мягкий «МЬ» в этом слове?

      Мышка, мак, миска, мяч, малина, минута, мёд, морковь, месяц.

4) Определить, где слышится звук «М» - в начале, в середине или в конце слова:

    Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, гамак, зима, сом, комок, мыло, крем, лом,  лямка, сумка, мука, море.

5) Определить, в каком из двух слов слышится звук «М»:

    Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – шило.

6) Скажи, какой звук – твердый или мягкий?

     Мак, мишка, муха, ком, медведь, комната, комедия, молоко, мяч, ромашка, комета, мышка.

7) Деление слов на слоги:

     Мука – Сколько слогов? Назови первый слог. Назови второй слог.

     Мама, мышка, мак, комок, музыка, кум, кума, куманек, малыш, май, масло, молоко, малина.

8) Где звук? (Указать место звука в слове: в начале, в середине или в конце):

     Мак, кум, мол, мода, ком, мандарины, лом, макароны, Рома, Тим, море, сом, компас, Том, компот, ум.   

9) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)

10) ИГРА «НАОБОРОТ»:

    Твердый – (мягкий); большой – (маленький); война – (мир); мало – (много); ссориться – (мириться).                                         

11) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

    Он всю зиму в шубе спал,                                                Мы щенка в воде и в мыле

    Лапу бурую сосал,                                                             Два часа мочалкой… (мыли).

    А, проснувшись, стал реветь.

    Это зверь лесной… (медведь).                                         Руки мыть пошла Людмила,

                                                                                                 Ей понадобилось… (мыло).

    Наша Таня громко плачет,

    Уронила в речку … (мячик).

12)  ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

    Красный нос в землю врос,                                               Ускользает как живое,

   А зеленый хвост снаружи.                                                 Но не выпущу его я.

   Нам зеленый хвост не нужен,                                            Белой пеной пенится,

   Нужен только красный нос.                                               Руки мыть не ленится.

                                      (Морковь)                                                                         (Мыло)

14) . ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Чистоговорки:

     Ма-ма-ма – дома я сама.                                                   Мы-мы-мы – прочитали мы.

     Му-му-му – молоко кому?                                                Ми-ми-ми – поем ноту ми.

     Мо-мо-мо – едим эскимо.

Б) Скороговорки:                                                                  

     Мама Милу мылом мыла,                                                 Мёд в лесу медведь нашел,

     Мила мыло не любила.                                                      Мало мёду, много пчел.                                                       

 

В) Скороговорки:                                                Г) Пословицы и поговорки:

     «Марина грибы мариновала,                                «Кто сеет мир, пожнет счастье».

     Марина малину перебирала».                              «Много снега – много хлеба,

     «Кот молоко лакал,                                                 Много воды – много травы».

     А Боря булку в молоко макал».                            «Мало хотеть, надо уметь».

     Д) Стихотворение про букву:

                                                       Буква М – две палочки,

                                                       А между ними – галочка.

     Е) Стихотворение:

                                                           Люблю маму.

            Ну-ка, М, дай руку А,                                       Испишу я всю тетрадь:

            Ну-ка, МА, дай руку МА.                                 М и А, МА и МА,

            МА и МА, а вместе МАМА.                            МАМА, МАМА, МАМА,

            Это я пишу сама.                                               МАМА – тихо перышком скриплю.

            Надо знать, как писать                                      Посмотри скорее, мама,

            Букву М и букву А.                                           Вот как я тебя люблю!

      

Игры для закрепления темы    Звуки [М ]  [М`]. Буквы М, м

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "М". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Определи, где спрятался звук М?" 

Цель: Упражнять в умении определять первоначальный и последний звук в словах.

 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ м- мь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [М`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [М].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...