Звуки [П] [П`]. Буквы П, п
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

Звуки [П] и [П`] Буквы П, п

  1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.

Как пыхтит каша? (П – п – п)

Как пищит птенец? (Пи – пи – пи)

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «П» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ПЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.

3.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «П», заучить их:

Паша, Полина, пакет, пальцы, пальто, палуба, память, панамка, пар, пароход, палатка, панель, панцирь, папа, провоз, пара, парашют, парикмахер, парк, паркет, партизан, пасека, паук, паштет, паяльник, плащ, платок, пластилин, плот, победа, погода, потолок, подвал, пожар, поклон, полено,  полоса, половина, попугай, полотенце, подушка, поляна, помидор, поросенок, порошок, портрет, почтальон, пуговица, путь, пушок, пух, праздник, проволока, продукты, продавец, пчела, прачка, прыжок.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ПЬ», заучить их:

Петя, петух, петушок, письмо, певица, пианино, пианист, пекарь, педаль, пеленка, пельмени, пенал, перец, песня, перчатка, песок, печаль, печенье, печь, печник, пещера, пиджак, пила, пилот, пингвин, пеликан, пирамидка, пирог, пирожок, писатель, пистолет, пятно, пять, пионы, пятнышко.

3) Слоговой аукцион. Придумай слова, начинающиеся со слогов:

     ПА – (пакет, …);  ПЕ – (Петя, …);  ПО – (порог, …);  ПИ – (пирог, …).

4) Где звук? (в начале, в середине, в конце):

     Почта, лапа, прохлада, клоп, поэт, суп, лампа, паучок, повар, посуда, лупа, половник, плот, покупки.

5) Скажи, какой звук в слове: твёрдый или мягкий (п, пь)?

    Петя, палатка, дупло, парк, пианист, лапки, пион, тропинка, пальто, репа, пиала, пароход, пилот,    водопад, капли, пудинг, пять.

6) Профессии. Назови 10 профессий на «п», «пь»: (плотник, пекарь, почтальон, парикмахер и т.д.)

     Образуй слова по образцу (женский род от названий следующих профессий):

   Повар (повариха), певец (певица), портной (портниха), продавец (продавщица), пианист (пианистка),   поэт (поэтесса), писатель (писательница).  

7) Подбор слов – признаков (прилагательных).

                  Какая?  Какой?  Какое?

     Песня – (прекрасная, чудесная, звонкая, красивая, …)                       полотенце –

     Площадь – (праздничная, …)                                                                 подруга –

     Подарок – (приятный, …)                                                                       парикмахер –

8) ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ.

Полка стоит на посуде.

Повар чистит нож картошкой.

Петя опустил почтовый ящик в письмо.              

9) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

     Он с бубенчиком в руке,                                                    Муха ахнула сперва:

   В сине-красном колпаке.                                                    «Ах, какие кружева», -

   Он веселая игрушка,                                                           И пропала голова!

   И зовут его… (Петрушка).                                                Бедняжка, словно в тине,

                                                                                                 Увязла в … (паутине).

10). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

    Пять братьев вместе родятся,                                            Посадили зернышко,

    А росту разного.                                                                 Вырастили солнышко.                                        

                                      (Пальцы)                                                                  (Подсолнух)

 

                                                     Домовитая хозяйка

                                                     Пролетает над лужайкой.

                                                     Похлопочет над цветком –

                                                     Он поделится медком.

                                                                                    (Пчела

11). ЗАУЧИВАНИЕ.

а) Скороговорки:

     «Петя пилит пилой пень»                                                          «Кота Потап по лапке хлопал,

     «У пеньков опять пять опят»                                                    И от Потапа кот утопал».

б) Считалка:

     Прыг да скок, прыг да скок,                                             Под кусточек присел,                                

     Скачет зайка – серый бок.                                                Схорониться захотел,

     По лесочку прыг-прыг-прыг.                                           Если веришь – стой и жди,

     По снежочку тык-тык-тык,                                               А не веришь – то води.

в) Скороговорки:                                                             

 «Пара птиц порхала, порхала –                   «Про пестрых птиц поет петух,

Да и выпорхнула».                                         Про перья пышные, про пух».

 «Повтори без запинки:                                  «- Расскажите про покупки.

На осинке росинки                                         - Про какие про покупки?

Засверкали утром                                           - Про покупки, про покупки,

Перламутром».                                               Про покупочки мои».

г) Пословицы и поговорки:

 «Поздно поднялся –                                      «Признание – половина исправления».

День потерял,                                                «Правда в огне не горит

В молодости не учился –                              И в воде не тонет».

Жизнь потерял».                                            «Правда глаза колет».  

д) Считалка:                                               е) Стихотворение:

Пчелы в поле полетели,                                Букву «П» в спортивном зале

Зажужжали, загудели,                                   Перекладиной назвали.

Сели пчелы на цветы.                                    – Ну-ка, милый не ленись -

Мы играем – водишь ты.                              Подойди да подтянись!»

 

Игры для закрепления темы    Звуки [П ]  [П`]. Буквы П, п

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "П". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ п- пь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [П`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [П].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...