Звуки [Б] [Б`]. Буквы Б, б
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ «Б» И «БЬ». Буквы Б,б

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Б» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «БЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2.    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова на твердый звук «Б», заучить их:

Боря, бабушка, бантик, бок, бочок, багаж, бассейн, богатырь, болото, болотце, болотище, базар, батон, болтун, боль, больница, болезнь, больной, болельщик, бак, башмак, бор, боровик, борода, балалайка, баян, баянист, борщ, ботинки, бочка, балкон, брат, братец, бровь, будка, буква, букварь, банан, булавка, булка, бульдозер, бульдозерист, барабан, барабанщик, бутерброд, баран, барсук, Буратино, бабочка, букашка, бобер, башня, баня, блокнот, баскетбол.

2) Назвать слова на мягкий звук «БЬ», заучить их:

Бег, бегун, беда, берег, береза, белка, бельчонок, беличий, белок, берет, белковый, белый, белуга, берлога, беседа, бензин, бетон, бидон, библиотека, библиотекарь, билет, бильярд, бинокль, бинт.

3) Игра «4-й лишний»:

     Белка, бантик, берет, белок                                         Бинт, битва, Буратино, бидон

    Бык, баран, бензин, букварь                                        Банан, бегун, болт, буква

    Бисквит, белизна, бинокль, бак                                   Пушка, пальто, буква, пароход

    Больной, босой, белка, булка                                      Береза, бензовоз, песня, берлога

4).ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО:

    Пышный хвост торчит с верхушки.                           «Спинка в веснушках.

   Что за странная зверюшка?                                         Ах, как неловко!»

   Щелкает орехи мелко.                                                  И покраснела… (божья коровка).

   Ну, конечно, это… (белка).

5) Скажи наоборот (слова – антонимы):

     Маленький – (большой)                                       Сказка – (быль)                                                          

     Черный – (белый)                                                 Порядок – (беспорядок)                                                 

     Медленный – (быстрый)                                      Здоровый – (больной)

     Далеко – (близко)                                                 Опасный – (безопасный)

6) Назови слова со звуком «Б» - твердым и со звуком «БЬ» - мягким из дразнилки:

                                                           Дразнилка.

            Робин – Бобин – Барабек                                    Барбарис и голубику.                        

            Съел барана на обед,                                           Съел батон, бисквит, буханку

            Съел быка, балык, бобы                                      Булку, бутерброд, баранку!

            Борщ, бульон, блины, грибы,                             Бедный Робин говорит:

            Яблоко, арбуз, бананы,                                        - Невелик мой аппетит

            Кабачки и баклажаны                                          Я обедом не доволен -

            Съел клубнику и бруснику,                                 Может быть, я очень болен?

3. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

У маленькой Катюшки                                   Зверька узнаем мы с тобой

Уселся на макушке                                         По двум таким приметам:

Не мотылек, не птичка –                                Он в шубке серенькой зимой,

Держит две косички. (Бант)                           А в рыжей шубке – летом.(Белка)              

Проговаривание

а) Чистоговорки:                                                              

    Ба – бо – бы – на дворе стоят столбы           

    Бу – бы – ба – из окна торчит труба                         

б) Скороговорки:

Баран – буян зашел в бурьян.

Борона боронила неборонованное   поле

У Бобы были бобы, а у бабы грибы.                                                                                                                       

  1. ЗАУЧИВАНИЕ:

А) Скороговорки:                                                     Г) Считалки:

     «Белые бараны били в барабаны».                           «Дождик, дождик, поливай -

     «Бык бодается с быком.                                             Будет хлеба каравай,

      Убегают все кругом.                                                  Будут булки, будут сушки,

      Береги, бегун, бока                                                    Будут вкусные ватрушки».

      От бодливого быка».                                                 «Бегал заяц по болоту,                                                       

Б) Пословицы и поговорки:                                        Он искал себе работу,

     «Без труда нет добра».                                               Да работы не нашел,

     «Была бы охота – будет ладиться работа».              Сам заплакал и пошел».

В)  Стихотворение про букву:

                                       Буква «Б» с большим брюшком,

                                       В кепке с длинным козырьком.

 

Игры для закрепления темы    Звуки [Б ]  [Б`]. Буквы Б, б

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Б". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ б- бь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Б`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Б].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...