Звуки Д] [Д`]. Буквы Д, д
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ «Д» И «ДЬ». Буквы Д, д.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Д» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ДЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «Д», заучить их:

Даша, Дамир, Дуся, Даниил, Дуняша, дача, далеко, два, дворец, дождь, добыча, дорога, догадка, долина, доярка, доктор, документ, долг, домик, дом, доллар, домишко, домище, домовой, домкрат, доска, дощечка, досточка, дочь, доченька, дочурка, дочка, дразнилка, дракон, драп, дробь, дрова, дрозд, друг, дружба, дуб, дубок, дубинка, дубинушка, дубленка, думать, душа, душечка, дышать, дубрава, драчун, дружок, дудка, дуршлаг, душ, домино, донышко, доброта, дозор, дворник, джемпер, дворняжка, дог, дыра, дыня.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ДЬ», заучить их:

Дима, Дина, дети, девочка, десять, дежурный, декабрь, дело, дельфин, деревня, деньги, дерево, десант, деталь, детвора, диван, детеныш, дивизия, диета, дикобраз, директор, диктор, дирижер, диспетчер, дичь, дисциплина, дядя, дюшес, дятел, диплом, дизель, депутат, день, денек, дед, дедушка, Денис.

3) Игра «Большой – маленький» (И скажи какой звук «Д» или «ДЬ»):

      Пароходы – пароходики                                                    Верблюды - верблюдики

     Водопады – водопадики                                                   Пруды - прудики

     Огороды – огородики                                                       Виноград - виноградинки

     Заводы – заводики                                                             Маскарады - маскарадики

     Велосипеды – велосипедики                                            Бутерброды - бутербродики

4) На одну тему:

     Называй слова, которые начинаются только со звуков «Д», «ДЬ».

     Семья: дети……., девочка, дочка, …

     Одежда: джинсы, джемпер, дубленка, …

     Профессии: доктор, диктор, дирижер, …

5) Доскажи словечко:

     Да – (-ша, -ла, -нил, -ник, …                                     Ду – (-брава, -б, -дочка, …

     До – (-чка, -рога, -м, -мик, …                                    Ды – (-м, -ня, -рка, …

     Де – (-ти, -вочка, -рево, -ревня, ….                           Ди – (-чь, -ктор, -ректор, …

6) Чем отличаются? (на слух):

     Тень – день                                 Том – дом                                        домик – томик

     Тина – Дина                                тын – дым                                       Дон – тон

     Там – дам                                    тушь – душ

7) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)

3. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

    У меня знакомых тьма,                                                      Ежик вырос в десять раз,

    Не могу их счесть сама,                                                     Получился … (дикобраз).

    Потому что кто пройдет,                                                  

    Тот и ручку мне пожмет.                                                   В лесу под щебет и под свист

    Людям рада я, поверь,                                                       Стучит десной телеграфист:

    Я – приветливая … (дверь).                                              «Здорово, дрозд-приятель!»

                                                                                               И ставит подпись: … (дятел).

4. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

   Дождик теплый и густой,                                                     Кто в беретке ярко-красной,

   Этот дождик не простой,                                                      В черной курточке атласной?

   Он без туч, без облаков,                                                       На меня он не глядит,

   Целый день идти готов.                                                        Все стучит, стучит, стучит.

                                       (Душ)                                                                                             (Дятел)

5. ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Чистоговорки:

     Ду-до-да – гудят провода.

Б) Приговорки, заклички:

                 Дождик, дождик…

     Дождик, дождик, дождик, лей.                                           Радуга-дуга,

     Нам с тобою веселей.                                                          Не давай дождя,

     Не боимся сырости,                                                             Давай солнышко -

     Только лучше вырастем.                                                     Из-под облышка.                                           

В) Скороговорки:                                                             Г) Считалки:

     «Дятел дуб долбил,                                                            «До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

     Да не додолбил».                                                                Едет кошка на такси,

     «Дед Додон в дуду дудел,                                                 А котята прицепились

     Димку дед дудой задел».                                                   И бесплатно прокатились!»

    «Дятел дерево долбит,                                                        «Я пойду куплю дуду,

    День-деньской кору дробит».                                            Я на улице пойду.

    «Дятел лечит древний дуб,                                                 Громче, дудочка, дуди.

    Добрый дятел дубу люб».                                                   Мы играем, ты води!»

       Д) Детский фольклор, потешки:                                   

                                                                        Драчун Петя

              Петя драться любит очень,                                              Сам ты в этом виноват!

              С ним играть никто не хочет.                                          Драчунов и нытиков

              На друзей не дуйся, брат, -                                              Пусть исправит критика.  

      Е) Пословица. Вспомни пословицу по двум словам:

            Труд, добро            («Без труда нет добра».)

            Жизнь, дела            («Жизнь дана на добрые дела».)

            Дело, безделье        («Маленькое дело лучше большого безделья».)

            Дело, потеха           («Делу время, потехе час».)

            Друзья, беда           («Друзья познаются в беде».)

        Ё) Запомни про букву:

Д словно домик аккуратный

С высокой крышею двухскатной

 

Игры для закрепления темы    Звуки [Д]  [Д`]. Буквы Д, д

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Д". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ д- дь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Д`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Д].

 

Дидактическая игра "Подбери звуковую схему"  Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...