Звуки [Ф] [Ф`]. Буквы Ф, ф
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ «Ф» И «ФЬ». Буквы Ф, ф.

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Ф» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ФЬ» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова на звук «Ф», заучить их:

Футбол, фазан, фабрика, факел, фамилия, фантазер, фанера, фарфор, фартук, фарш, фашист, фломастер, фонарь, фонтан, фотоаппарат, фотограф, фотография, футболка, футболист, фотоателье, фрукты, фуражка, фуфайка, форма, фонарик, Фома, Фрося, фантик, флаг, фронт, фундамент, Фая, футляр, фокус, фокусник, фортепиано, флакон, факир, фата.

2) Назвать слова на звук «ФЬ», заучить их:

Филя, Федя, Филипп, Феня, фиалка, фея, фигурка, физика, филе, финиш, фильм, филин, фиолетовый, фисташка, фейерверк, февраль, фитиль, ферма, фишка.

3) Игра на внимание – «Погладь себя по головке».

Мама проговаривает слова со звуками «Ф» и «ФЬ». Произнося слово с мягким звуком «ФЬ», она поглаживает себя по голове. Ребенок повторяет за ней слова и движения только на слова с мягким звуком «ФЬ».

Федя, фото, Феня, фишка, ферма, фазан, фасоль, футляр, фея, Фая, фуражка, фиалка, футболка, фантазер, кофта, Ефим, туфли, кофе, конфета, сарафан, буфет, шарфик.

4) Отгадай слово по первым звукам (на слух):

     Имя:  факел, очки, музыка, альбом (Фома);

     Головной убор невесты:  футбол, абажур, тыква, актер (….);

     Кличку котенка:  фонарь, улыбка, нарцисс, тигр, игрушка, казак (……).

5) Кто больше?

    Придумайте как можно больше слов, начинающихся с фа (фартук, факел, фабрика, фазан, фантазия,   фанты); с фи (физик, филин, фирма).

6) Повтори:

     Ва-фа-ва                             фа-ва-ва-фа                   ва-фо-ву-фы

     Фа-ва-ва                              -фо-во-фо                      фо-ву-фы-ва

     Ва-фа-фа                           фу-фу-ву-ву                     ву-фы-ва-фо

     Ва-ва-фа                            вы-фы-фы-вы                  фы-ва-фо-ву

3. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

     Этот глаз – особый глаз.                                                        Днем спит, ночью летает,

     Быстро взглянет он на вас,                                                    Прохожих пугает.

     И появится на свет                                                                                                 (Филин)

     Самый точный ваш портрет.

                                           (Фотоаппарат)

4. ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Скороговорки:                                       

     «На фото у Наф-Нафа                                                   

     Ниф-Ниф и Нуф-Нуф».                                                 

     «Вот фото, а на фото – два Федота».                           

     «Вата не фата, а фата не вата.»

Заучивание;

1) Стихотворение про букву:

Буква Ф надула щёки

Или стала руки в боки

2) ФУТБОЛ

Сказала тетя: «Фи, футбол!»

Сказала мама: «Фу, футбол»,

 Сестра сказала: «Ну, футбол…» -

А я ответил: - «Во, футбол!»

3) Стихотворение:                                   

                                                               Фотограф

                                                 Нелегко снимать зверей.

                                                 Заяц просит: «Поскорей!»

                                                 Мышь пищит: «Боюсь немножко,

                                                 Что увидит снимок кошка»,

                                                 «Уколю, - грозится еж

                                                 Если снимка не пришлешь!»

     

Игры для закрепления темы    Звуки [Ф]  [Ф`]. Буквы Ф, ф

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Ф". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ ф- фь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Ф`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Ф].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...