Звуки [Г] [Г`]. Буквы Г, г
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

    ЗВУКИ «Г» И «ГЬ». Буквы Г,г.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Г» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ГЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «Г», заучить их:

Гриша, Галина, Гоша, газета, газон, газ, галоши, галстук, галушки, гамаши, гантель, гардина, гармония, гармонист, гарнир, гарнитур, гастроном, гвоздика, гвоздь, гладиолус, глобус, гнездо, год, голова, голубцы, гололёд, горе, голыш, гопак, гонка, гонщик, горбушка, горлышко, гордость, горилла, город, грихвостки, гора, горох, горчичник, горшок, госпиталь, гость, гостинец, грабли, граната, граница, график, грач, гром, группа, груша, губка, гуляш, гусар, гусеница, гусь.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ГЬ», заучить их:

Гена, Гера, гигиена, генерал, георгины, герань, геркулес, герой, гильза, гимнастика, гирлянда, гитара, гиря.

3) Деление слов на слоги:

     Игра «Телеграф» (слова из п.2 А), 2 Б)).

4) На одну тему. Называй слова на звуки «Г», «ГЬ»:

     Продукты:  грибы, гречка, горох, говядина, гранат, груши, грецкие орехи…

     Цветы:  георгины, гладиолусы, гвоздика, герань…

     Город:  газетный киоск, гараж, гостиница, газон, грузовик, гастроном…

5) Наоборот. Назови слова, противоположные по смыслу на звук «Г».

     Тихо – (громко)                                   редкий – (густой)

     Веселый –                                            чистый –

     Смытый –                                             шершавый –

     Мелкий –                                              холодный -

6) Чем отличаются? (на слух):

     Гора – кора                                          голос - колос

     Гол – кол                                             ход - год

     Холл – гол                                           год - код

7) Отгадай слово, состоящее из первых звуков слов:

     Заяц, осы, нос, туфли ( . . . . )

  1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.

     Игра «Запомни, повтори».

      Га – го – гу – ги                                                                  газ – год – гусь – грач

    Го – гу – ги – га                                                                  год – гусь – грач – газ

    Гу – ги – га – го                                                                  гусь – грач – газ – год

    Ги – га – го – гу                                                                  грач – газ – год – гусь

4. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

    По лужку он важно бродит,                                              Два братца через дорогу живут,

    Из воды сухим выходит,                                                   А друг друга не видят.

    Носит красные ботинки,                                                                                             (Глаза)

    Дарит мягкие перинки. (Гусь)                               

5. ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Скороговорки:

     «Га – га – га!», - гогочет гусь:                                          На горе гогочут гуси,

     «Я семьей своей горжусь!                                                Под горой огонь горит.

     На гусят и на гусыню

     Все гляжу – не нагляжусь!»   

Б) Пословицы и поговорки:                                                         

     «На горе гогочут гуси,                     «Сам себя губит, кто других не любит».

     Под горой огонь горит».                  «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

     «Галдят грачата на галчат,               «Не говори – не умею, а говори – научусь!»

     Глядят галчата на грачат».               «Не говори «гоп!», пока не перепрыгнешь».

     Шлепают гуськом                                                                          

     Гусак с гусаком.                                

     Смотрит свысока                              

     Гусак на гусака.                                

     Ой, выщиплет бока                         

     Гусак у гусака».                                

     «Испугался грома Рома,                  

     Заревел он громче грома.          

     От такого рева гром                        

     Притаился за бугром».                 

В)Считалка:                                                                                                                                                     

  Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле!

Погляди на небо – звезды горят,

Журавли кричат.

Раз, два – не воронь,

Беги, как огонь!

Г) Стихотворение про букву:

«Г» узнаешь без труда 

 Очень горбится она.

Игры для закрепления темы    Звуки [Г]  [Г`]. Буквы Г, г

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Г". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ г- гь ].

 

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Г`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Г].

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...