Звуки [Г] [Г`]. Буквы Г, г
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУКИ «Г» И «ГЬ». Буквы Г,г.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «Г» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «ГЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «Г», заучить их:
Гриша, Галина, Гоша, газета, газон, газ, галоши, галстук, галушки, гамаши, гантель, гардина, гармония, гармонист, гарнир, гарнитур, гастроном, гвоздика, гвоздь, гладиолус, глобус, гнездо, год, голова, голубцы, гололёд, горе, голыш, гопак, гонка, гонщик, горбушка, горлышко, гордость, горилла, город, грихвостки, гора, горох, горчичник, горшок, госпиталь, гость, гостинец, грабли, граната, граница, график, грач, гром, группа, груша, губка, гуляш, гусар, гусеница, гусь.
2) Назвать слова, на мягкий звук «ГЬ», заучить их:
Гена, Гера, гигиена, генерал, георгины, герань, геркулес, герой, гильза, гимнастика, гирлянда, гитара, гиря.
3) Деление слов на слоги:
Игра «Телеграф» (слова из п.2 А), 2 Б)).
4) На одну тему. Называй слова на звуки «Г», «ГЬ»:
Продукты: грибы, гречка, горох, говядина, гранат, груши, грецкие орехи…
Цветы: георгины, гладиолусы, гвоздика, герань…
Город: газетный киоск, гараж, гостиница, газон, грузовик, гастроном…
5) Наоборот. Назови слова, противоположные по смыслу на звук «Г».
Тихо – (громко) редкий – (густой)
Веселый – чистый –
Смытый – шершавый –
Мелкий – холодный -
6) Чем отличаются? (на слух):
Гора – кора голос - колос
Гол – кол ход - год
Холл – гол год - код
7) Отгадай слово, состоящее из первых звуков слов:
Заяц, осы, нос, туфли ( . . . . )
- РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.
Игра «Запомни, повтори».
Га – го – гу – ги газ – год – гусь – грач
Го – гу – ги – га год – гусь – грач – газ
Гу – ги – га – го гусь – грач – газ – год
Ги – га – го – гу грач – газ – год – гусь
4. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
По лужку он важно бродит, Два братца через дорогу живут,
Из воды сухим выходит, А друг друга не видят.
Носит красные ботинки, (Глаза)
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
5. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Скороговорки:
«Га – га – га!», - гогочет гусь: На горе гогочут гуси,
«Я семьей своей горжусь! Под горой огонь горит.
На гусят и на гусыню
Все гляжу – не нагляжусь!»
Б) Пословицы и поговорки:
«На горе гогочут гуси, «Сам себя губит, кто других не любит».
Под горой огонь горит». «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
«Галдят грачата на галчат, «Не говори – не умею, а говори – научусь!»
Глядят галчата на грачат». «Не говори «гоп!», пока не перепрыгнешь».
Шлепают гуськом
Гусак с гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака».
«Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром».
В)Считалка:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди в поле!
Погляди на небо – звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два – не воронь,
Беги, как огонь!
Г) Стихотворение про букву:
«Г» узнаешь без труда
Очень горбится она.
Игры для закрепления темы Звуки [Г] [Г`]. Буквы Г, г
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Г".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ г- гь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Г`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Г].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...