Звуки [К] [К`]. Буквы К, к
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ «К» И «КЬ». Буквы К,к

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «К» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «КЬ» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «К», заучить их:

Конь, корова, козел, коза, крольчиха, кот, кошка, котята, кабан, копыта, курица, коготь, крокодил, кукушка, крот, карась, картофель, капуста, куст, корень, кактус, куртка, кофта, костюм, колготки, капюшон, карман, костюм, каблук, кубики, карандаш, картон, краски, картина, каша, котлета, калач, коржик, кокос, конфеты, корка, карамель, калина, кокос, кофе, кофейник, кастрюля, конфетница, ковшик, колбаса, кабинет, камень, колобок, касса, король, каток, кассета, кабина, калитка, колесо, комбайн, корзина, компот, коляска, коньки, кровать, клубок, козырек.

2) Назвать слова, на мягкий звук «КЬ», заучить их:

Кисель, кирпич, киоск, кинжал, кефир, керосин, киска, кенгуру, кино, кит, Кеша, килограмм, кегли, километр, китель, кедры, кислота, кизил, кепка, Кира.

3) Слоговой аукцион. Придумай слова, начинающиеся со слогов:

КА – (-лина, -мень, …); КО – (-рова, -за, …).

4) Договаривание слов. Игра «Закончи слово». Произнеси слово:

Ма-, зву-, лу-, кусо-, песо-, вени-, като-, бы-, индю-, тан-, банти-, колобо-, барсу-, башма-, сверчо-, учени-, хлопо-, ящи-, снегови-, хомя-, стари-, уро-, каблу-, осли-, замо-, пиджа-, ра-, язы-, желудо-, чесно-, ягнено-, художни-, ветеро-, мальчи-, плато-, пятачо-, вну-.

Ответь: Какой звук в конце этих слов?

5)  Назвать слова на звук «К»:

Коля, колос, компас, комета, качели и т.д.

6) Назови гласные звуки в слове:

     Кот, кит, котик, кабан, кадка, камин, камыш, канат, капот, куб, кубик, класс, кино.

7) Назови, сколько слогов в слове?

     Помни! Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

     Кино, клуб, клумба, кок, клоун, кости, кайма, кирпич, компас, ком, мука, кони, кровать, край, корзина.

8)  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов:

     Кофта, обувь, танк (кот).

3.Употребление Р. п. мн.ч. существительных. Игра «Один – много».

   Карандаш – много карандашей, один карман – много карманов и т.д.

4.ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫМ         СУФФИКСОМ.

   Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук «К».

   Рама – рамка, яма - …, вата - …, репа - …, лапа - …, пена - …, панама - …, лопата - …, картина - …, корзина - …, монета - …, солома - …, чаша - …, липа - …, нора - ….

5. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

    Что за скрип, что за хруст?                                                            Кругла, рассыпчата, бела,                                                         

   Это что еще за куст?                                                                       На стол она с полей пришла,

   Как же быть без хруста,                                                                 Ты посоли ее немножко.

   Если я …                                                                                          Ведь правда вкусная …

               (капуста).                                                                                                      (картошка)?

 

6. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

    В желтом море корабль плывет.                                                   На соломинке дом,     

    Он идет, волну сечет,                                                                     Сто ребяток в нем.

    Из трубы зерно течет.                                                                                              (Колосок)

                             (Комбайн)

7. ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Скороговорки:

Котик ниток клубок                                                                      Кукушка кукушонку

Укатил в уголок.                                                                            Купила капюшон.

Укатил в уголок                                                                             Надел кукушонок капюшон.

Котик ниток клубок.                                                                      Как в капюшоне он смешон.        

«Клала Клава лук на полку,                                            

Кликнула к себе Николку».                                            

«Кошка Крошка на окошке                                            

  Кашку кушала по крошке».                                            

«Покатил Костя                                                                

В Кострому в гости».                                                       

                                                                                                

       Б) Пословицы и поговорки:                                       

           «Как аукнется, так и откликнется».                              

           «Каков мастер, такова и работа».                                  

           «Куда иголка, туда и нитка».                                         

           «Конец – делу венец».

В) Считалка:

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

Не найдет тебя медведь…

Выходи – тебе гореть!

Г) Стихотворение про букву:

Два столбца стояли рядом

 Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

 

Игры для закрепления темы    Звуки [К]  [К`]. Буквы К, к

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "К". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ к- кь ].

 

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [К`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [К].

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...