Звуки [В] [В`]. Буквы В, в
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ «В» И «ВЬ». Буквы В,в.

1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «В» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий,    

обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ВЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий,

обозначается зеленым квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.А) Назвать слова на твердый звук «В», заучить их:

1) Ваня, Валя, Вася, Валера, Варвара, Вова, Вадик, вагон, валенки, вода, ванна, Ванька –  

встанька, варежка, варенье, вареники, варенец, василёк, ватрушка, водоросль, вожак,

воздух, воин, вокзал, волейбол, волк, волчица, волны, волосы, волчок, волшебник,

вольер, воришка, воробей, воробышек, ворона, ворота, воротник, восемь, ворчунья,

воскресенье, вдох, выдох, воспитатель, восток, восход, вопрос, вышивка, вата, ваза,

внук, внучка, вожжи, водопад, вред, время, врач, всадник.

2) Назвать слова на мягкий звук «ВЬ», заучить их:

Вика, Вера, Вероника, Вита, винегрет, виноград, винтовка, витамин, вишня, вещи,

вешалка, ветер, вечер, ветчина, вершки, ветка, ветви, вестибюль, весна, веснушки,

верхолаз, вертолёт, верёвка, вермишель, верба, верблюд, венок, велосипед, вентилятор,

великан, веки, вездеход, веер, ведро, ведьма, верхушка, веник, винт, витрина, вилка,

весело, вертушка, вертишейка, веранда.

3) Игра «Ласково и строго».

(Мама говорит пары слов со звуком «В» и «ВЬ». Ребенок решает, что говорить

строго, а что – ласково. Затрудняется ребенок, мама говорит с выражением, ребенок

повторяет).

Валя – Витя                                вол – вёл                                                   винт - волк    

Вова – Вика                                выть – вить                                               ветка - ванна

Веник – вулкан                          вилка – вылить                                         волчок - венок

Видит – водит                            восемь – весело                                        вилка - волна

Вилка – валик                            волейбол – вертолет                                 ведро - вопрос

Висит – василёк                         веснушка – воришка                                вышивка - витрина

4) Назови имена, которые начинаются со звуков «В», «ВЬ»:

     Варя, Вика, …

5) Слоговой аукцион.

1. Придумайте слова. Во… (-ва, -сток, -рона, -рота, -робей,); ве… (-ник, -чер, -нок, -сы, -тер, -шалка, -ревка).

2. Придумайте имена со слогами Ва, Ве (Ваня, Варя, Вася, Вера, Веня, Вета, Валя).

6) Наоборот.

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).          

Нижний – (верхний); внизу – (вверху); низкий – (высокий).

 7) Игра «4-й лишний» (на слух):

Ваза, волк, лев, шарф (шарф – в нем нет звука «в»)

Вилка, корона, вишня, квитанция

Ворона, квартет, грач, Квака

Ветер, щука, веер, ветка

Хвост, хобот, хворост, поплавок

3. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

Я весь день ловлю жучков,                                                   Окраской – сероватая,                                   

Уплетаю червячков.                                                               Повадкой – вороватая,

В теплый край не улетаю,                                                      Крикунья хрипловатая -

Здесь, под крышей обитаю.                                                   Известная персона.

   Чик-чирик! Не робей!                                                             Это… (ворона).

   Я бывалый … (воробей).

4. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

    На овчарку он похож.                                                           За водой идут -

    Что ни зуб – то острый нож!                                               Песни звонкие поют.

    Он бежит, оскалив пасть,                                                     А назад идут -

    На овцу готов напасть.    (Волк)                                         Слезы льют. (Вёдра)

5. ЗАУЧИВАНИЕ.

                                                          Волк и велосипед

    В поле волк - волчище едет                                            Воробья и двух ворон,

    На своем велосипеде.                                                      Только ветер - ветерок

    Обогнал сегодня он                                                         Перегнать никак не мог.

3. ЗАУЧИВАНИЕ:

а) Скороговорки:                                                            

     «Вертлявый ветер вырывал                                              

     Ворота, как вертушки.                                                       

     Ворчливый ворон воровал                                                 

     Вчерашние ватрушки».                                                     

     «Уточка – вертихвостка                                                    

     Ныряла да выныривала.                                                     

     Выныривала да ныряла».                                                 

б) Считалка:

Возле школьного крыльца

Посадили деревца:

Вера – вербу,

Ясень – Вася,

Слава – сливу,

Клава – клен…

Ты работал

Оставайся.-

Ты ленился –

Выйди вон.   

 в) Стихотворение про букву:                                            

            В букве «В» наверно вата,                                                

            Оттого и толстовата.                                                           

 г) Пословицы и поговорки:

                                           «Волков бояться – в лес не ходить».

                                           «Всякий человек в деле познается».

                                           «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

Игры для закрепления темы    Звуки [В]  [В`]. Буквы В, в

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "В". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ в- вь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [В`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [В].

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...