«Волшебный кубигород». Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Использование игровых пособий - актуальное направление коррекционной работы логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи; в статье представлено авторское пособие, направленное на работу над звукопроизношением, развитием мимики, формированием грамматических категорий, развитием связной речи, навыков звукового анализа и синтеза одновременно с развитием мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный кубигород». Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих коррекционных технологий и методов. Чтобы соответствовать современным требованиям, необходимо качественно организовывать логопедическую работу с воспитанниками и осуществлять грамотный отбор эффективных методов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формирование всех компонентов речи ребенка – важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Детям с общим недоразвитием речи свойственны аграмматизмы, трудности в построении связного высказывания, нарушения фонематических процессов и звукопроизношения. Работа по формированию и развитию всех перечисленных компонентов речи порой монотонна и длительна, требует от дошкольника многократного повторения материала. Поэтому зачастую дети выполняют задания без интереса. К тому же современные дошкольники избалованы  обилием игрушек и гаджетов и заинтересовать их на занятии достаточно трудно.  Решая задачи по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, логопед находится в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы. Одним из таких приемов является использование игр с кубиками.

Цель применения данного пособия: развитие ре дошкольников посредством использования логопедических кубиков, создание условий для активного его использования в коррекции речевых нарушений.

Задачи:

- стимулировать познавательную и речевую активность дошкольников;

- обогащать их словарный запас;

-  повышать уровень коммуникабельности детей при совместной работе;

- развивать их коммуникативные навыки, навыки сотрудничества в игре, мелкую моторику;

- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность.

Это и развитие мимики, и подготовка речевого аппарата к постановке и автоматизации звуков, и формирование навыков звукового анализа и синтеза, и отработка навыка употребления предлогов в речи. Кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики, что особенно важно для детей с тяжелыми речевыми патологиями. Кубики очень яркие и мгновенно  привлекают внимание дошколят.

Данная технология – использование логопедических кубиков – современное и доступное средство обучения, полностью отвечающее требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде логопедического кабинета:

- доступность – обеспечивает детскую активность;

- полифункциональность – технологию можно использовать в различных видах детской деятельности, в работе как со всех группой, так и с подгруппой, так и индивидуально;

- вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;

- насыщенность – соответствует возрастным особенностям детей.

Волшебный логопедический кубик «Настроение».

Цель: развитие мимической мускулатуры.

Игровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста.

Применение: индивидуальная или подгрупповая, групповая формы работы.

           Вариант игры:

Ребенок бросает кубик и изображает с помощью мимики то настроение, картинка которого ему выпала. После этого передает кубик другому ребенку. Или все дети поочередно бросают кубик и вместе изображают разные настроения. Речевое сопровождение к игре: «мы умеем удивляться, мы умеем огорчаться, мы умеем обижаться, мы умеем улыбаться».

Волшебные артикуляционные логопедические кубики.

Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата как подготовительный этап в постановке деффектных звуков.

Игровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста.  

Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.

Вариант  игры:

Ребенок бросает кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, символ-картинка, которого выпал. Для достижения наибольшей эффективности на одном кубике компонуются артикуляционные упражнения на определенную группу звуков – для свистящих, шипящих или сонорных звуков.     Например: «улыбочка», «заборчик», «горочка», «качели», «чистим зубки», «вкусное варенье» - кубик артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков.     Применение логопедических кубиков в коррекционной работе можно сопровождать стихами. Например, озвучить, выпавший на кубике символ-картинку артикуляционного упражнения -   «на качелях я качаюсь – вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз», «язык лопаткой положи, его края приподними, получилась чашечка, почти круглая она; в рот ее ты занеси и края к зубам прижми».                                                                                                        

Волшебные логопедические кубики для построения предложений.

Цель: развитие связной речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, формирование навыков согласования слов в предложении.

Пособие предназначено для детей дошкольного возраста.

Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.

Вариант  игры:

В данной игре используется несколько кубиков. Игра может сопровождаться наводящими вопросами взрослого. Сначала ребенок выбирает предмет лил объект (- Кто или что это?), о котором будет рассказывать. Затем описывает действие (- Что делает?), которое происходит с данным предметом.  Далее дополняет предложение признаками в зависимости от содержания повествования (- Какой? Какая? Какое?). Ребенок выбирает необходимую картинку-символ на кубике, как бы «записывая» предложение с помощью картинок-символов. Тут же формируется навык ориентировки в пространстве, выкладывания схемы слева направо.

Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка употребления предлогов в речи.

Цель: развитие грамматически правильной речи, формирование навыка употребления предлогов в речи, построения связного высказывания.

Пособие предназначено для детей дошкольного возраста. 

Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы. 

Вариант  игры:

Ребенок бросает кубик и составляет словосочетание или предложение с тем предлогом, символ которого выпал на грани кубика. Либо подбирает нужный символ предлога к уже готовому словосочетанию или предложению с предлогом.

Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка звукового анализа -  определения места заданного звука в слове.

Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка звуко-слогового анализа слов.

Пособие предназначено для детей дошкольного возраста. 

Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы. 

Вариант  игры:

Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к звуко-слоговой схеме, которая выпала на грани кубика. Либо в другом варианте подбирают нужную звуко-слоговую схему к слову-картинке.

Волшебные логопедические кубики для формирования фонематического слуха – навыка подбора слов на заданный звук.

Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка подбора слов на заданный звук.

Пособие предназначено для детей дошкольного возраста. 

Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы. 

Вариант  игры:

Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к символу звука, который выпал на грани кубика. Либо в другом варианте игры подбирают нужный символ к группе картинок на определенный звук.

      Применение данной технологии в коррекционной логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи как самостоятельного методического пособия поможет развить инициативность воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

«Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков»

      Данная статья содержит обобщение опыта коррекционной логопедической работы  с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков....

Использование элементов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

В текстовом документе и сопровождающей её презентации приводятся примеры использования элементов Су-джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....