Звуки [Х] [Х`]. Буквы Х, х
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ «Х» И «ХЬ». Буквы Х,х.

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «X» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ХЬ» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «X», заучить их:

Хомка, хомяк, хомячок, хатка, халат, халатик, хватка, хор, хоровод, хорошо, хвостик, хвост, хвостище, хвостатый, хлопок, хлопушка, ход, ходьба, ходит, хобот, хоботок, хоккей, хоккеист, хозяйка, хозяюшка, хозяйство, холм, холод, холодок, холодина, холодец, холодно, холодильник, храбрость, храбрый, храбриться, храбрец, хрусталь, хруст, хрустит, хрупкий, хрящ, художник, художница, худой, худенький, хулиган, хутор, халва, хорь, хризантемы, хворост, холка, хлеб, хлебушек, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ХЬ», заучить их:

Хижина, химия, хитрец, хитро, хитрость, хитрый, хитрющий, хищник.

3) Выделение последнего звука из слова. Какой он?

Петух, мак, мох, индюк, запах, лук, шорох, бак, пух, внук, снеговик.

4) Выбрать из рассказа слова со звуком «X».

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет.

На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

5) Договаривание предложений.

Из пшеничной и ржаной муки пекут вкусный ... (хлеб).

Хлеб пекут на ... (хлебозаводе, в пекарне).

     Из хлебозавода хлеб доставляют в ... (хлебный) магазин.

     Режут хлеб ножом или ... (хлеборезкой).

    А нарезанные ломтики складывают в ... (хлебницу).

    В хлебнице лежит ароматный ... (хлебушек).

6) Запомни слова со звуками «Х», «ХЬ», которые встретятся тебе в стихотворении:

                                             Хомяк зимою, в холод лютый,

                                             Не хочет мерзнуть ни минуты,

                                             Хитрец холодною порой,

                                             Храпит в хоромах под землей.

7) Где звук? Определи место звука «Х» в словах (в начале, в середине, в конце слова):

     Ахать, хлеб, махать, запах, хозяйство, верхушка, хвастун, уха, хобот, охотник, петух.

8) Рифма:

     Храбрец – (молодец, удалец, …

9) Назови слияния в словах:

     Ход, охота, хата, ухо, уха, духи, Хомка, хобот, хатка, тихо, ходит.

10)  Деление слов на слоги. Сколько слогов в слове? Назови второй слог.

      Пастух, холод, хорошо, халат, хомяки, уха, махать, хвастун, хлопушка, хоккей, духи, хирург, муха,   хохот, халва, рубаха, хлеб, хор, ход, мох.

11)  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов:

      Мыло, ухо, хомяк, аист (муха).

3. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

   Загадка эта нелегка:                                                                   Хлоп – и конфета стреляет,

   Пишусь всегда через два К:                                                      Как пушка!

   И мяч, и шайбу клюшкой бей,                                                  Каждому ясно: это…

   А называюсь я - … (хоккей)                                                                                  (хлопушка).

4. ЗАГАДКИ.

   Отгадать легко и быстро:                                                           В нашей кухне целый год

   Мягкий, пышный и душистый,                                                 Дед Мороз в шкафу живет.

   Он и черный, он и белый,                                                                                  (Холодильник)

   А бывает подгорелый.

                                  (Хлеб)

5. ЗАУЧИВАНИЕ:

А) Пословицы и поговорки:                        Б) Скороговорки:

«Хорошо учить того, кто хочет все знать».       «Михаил хохотал, а Михей хихикал».

«Делано наспех – сделано на смех».                  «Вкусная халва – мастеру хвала».

      В) Стихотворение:                                   

                                                              Вини – Пух

 

                                                   Он и весел и не злобен

                                                   Этот милый чудачок.

                                                   С ним приятель Пяточек.

                                                   Для него прогулка – праздник,

                                                   А на мед особый нюх.

                                                   Это плюшевый проказник,

                                                   Медвежонок Вини – Пух.

      Г) Стихотворение про букву:

                                                «Х» все ходит, ходит, ходит –

                                                 Место что-то не находит?

 

6. Физминутка.

                                                                    Хомка
   Хомка хомка, хомячок.                                                         Подметает хомка хатку.

   Полосатенький бочок.                                                          И выходит на зарядку.

   Хомка раненько встает,                                                        Раз, два, три, четыре, пять!

  Щечки моет, шейку трет.                                                      Хомка хочет сильным стать.

 

Игры для закрепления темы    Звуки [Х]  [Х`]. Буквы Х, х

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Х". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...