Звуки [С] [С`]. Буквы С, с.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ [С] - [С`]. Буквы С,с.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «С» - «песенка водички», преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком, свистящий.

ЗВУК «СЬ» - преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком, свистящий.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «С», заучить их:

Саня, Соня, сад, сабля, сазан, салат, салют, сапоги, сарай, сахар, сайка, санки, самокат, самолет, сом, сок, сода, сова, соль, сорока, сук, суп, сумка, судак, суббота, судно, сухарь, сугроб, сосуд, сын, сыр, сырок, Слава, слон, слово, сосна, сказка, скамейка, спальня, спутник, старик, стакан, стадо, стул, стол, самовар, солонка, супница, сковорода, свекла.

2) Назвать слова, на мягкий звук «СЬ», заучить их:

Сима, Сеня, сено, седло, секрет, секунда, село, семь, синий, семечко, семья, сентябрь, сердце, серебро, серый, серьга, есть, сеялка, сев, сигнал, сила, сироп, сирень, ситец, сирота, сюрприз, сюртук, север, селедка, сельдерей, сеньор, серпантин, сержант.

3) Закончи слово, добавив слог:

- са                        ко…, ли…, кас…, ро…, поло…, колба… .

- сы                       у…, но…, бу…, о… . 

) На одну тему. Назови:

     Продукты - … (сметана, сыр, салат, сосиски, суп, …)

     Имена - …

5) Прочитай слоги и составь с ними слова. «Часть словечка за тобой» (устно).

     со -                            су -                         се -

     смо -                          са -                         си -

6) Назови слияния со звуками «С», «СЬ»:

     Оса, сода, косынка, плясун,  поясок, колёса, сирень, посадка, лисичка, посуда, санитар.  

7) Деление слов на слоги. Назови ударный слог:

     Сигнал, новосёл, сокол, свёрла, снежок, письмо, селёдка, сугроб, слон, сынок, самовар, секунда, смех.            

3.  Согласование местоимений            МОЙ,   МОЯ,   МОЕ,   МОИ   с существительными (слова п. 2 А, 2 Б)).

    Мама                  мой ребенок

    Сабля                  моя сабля                                                 салют             мой салют

    Сазан                  мой сазан                                                 сапоги            мои сапоги

    Салат                  мой салат                                                 сарай              мой сарай

                                                                                             

4. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

     На шесте – дворец,                                                                    Грянул гром, веселый гром,

   Во дворце – певец,                                                               Засверкало все кругом!

   А зовут его… (скворец).                                                      Рвутся в небо неустанно

                                                                                                   Разноцветные фонтаны,

                                                                                                   Брызги света всюду льют!

                                                                                                   Это праздничный… (салют).

5. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

    Ну-ка, кто из вас ответит:                                                            Растет она вниз головою,

    Не огонь, а больно жжет,                                                             Не летом растет, а зимою,

    Не фонарь, а ярко светит,                                                            Но солнце ее припечет -

    И не пекарь, а печет?                                                                    Заплачет она и умрет.

                                          (Солнце)                                                                                  (Сосулька)

 

6. ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Чистоговорки:

Са-са-са – в лесу бегает лиса.                                                  

 Со-со-со – у Вовы колесо.                                                            

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Са-са-са, са-са-са – Ой-ой-ой! Летит оса! 

Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Не боимся мы осы! 

Су-су-су, су-су-су – Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Мы не видели осы. 

  Са-са-са, са-са-са – Отгадайте, где оса.   

  Су-су-су – было холодно в лесу.

Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

Б) СтихотворениеВасенька

 Непоседа Васенька не сидит на месте,

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

                                             В) Пословицы и поговорки:

      «Семь раз отмерь – один раз отрежь».                       

     «Сказано – сделано».

          «Слово – серебро, молчанье – золото».                    

    «Старый друг лучше новых двух».

             «Сказка – ложь, да в ней намек,

      Добрым молодцам урок».

    Б) Скороговорки:                                                        Г) Считалка:

«Сорока с вороной спорила.                                              Начинается считалка:

Тараторила, тараторила, ворону переспорила».              На дубу – скворец и галка.

«Всех скороговорок не перескороговорить,                    Улетел домой скворец.

Не перевыскороговорить».                                                И считалочке конец.

«Вез на горку Саня за собою сани.   

Ехал с горки Саня, а на Сане сани».                         

                                                                           В) Стихотворение ПРО БУКВУ:

                                    Часть кружочка потерялась,

                               Буква С у нас осталась.

 

  1. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ:

Слива – слева – Слава                     сук – суп – суд                           слон – стон

Слон – слог                                       сам – сом                                    стог – стон

Салки – санки                                   сок – сук                                     стук – стул

Село – сено                                       суд – суп

 

Игры для закрепления темы    Звуки [С]  [С`]. Буквы С, с

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "С". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ С- Сь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [С`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [С].

ВИКТОРИНА "НАЙДИ ПРАВИЛЬНУЮ КАРТИНКУ".

Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении определять согласный звук [ С] в словах.

 

Звуковые схемы слов. Звуки [с], [с']

Посмотри на картинку. Назови слово. Найди к нему схему. Перетяни карточку с верхней строчки на нижнюю. 

Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении подбирать звуковую схему к словам. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...