Звуки [З] [З`]. Буквы З, з
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

ЗВУКИ [З] - [З`]. Буквы З, з.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «З» - «песенка комара», преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком, свистящий.

ЗВУК «ЗЬ» - преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком, свистящий.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «З», заучить их:

Зоя, Захар, забор, забота, заря, заяц, звук, здоровье, знак, знамя, золото, зонт, зрачок, зуб, завод, загар, загадка, заноза, зорянка, замок, забава, зал, закат, зонтик, зубр, здание, звонок, зубило, зубочистка, заглушка, затылок, застёжка, запах, замазка, заикание, завтрак, забияка.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ЗЬ», заучить их:

Зина, земля, зеленый, земляника, зерно, зенитчик, зёрнышко, зефир, зимовье, зима, зебра, зеркало, зяблик, зевок, зевота.

3) Какой звук «З» или «ЗЬ»:

Зонт, роза, магазин, козёл, коза, глазок, Кузьма, арбуз, изюм, корзина, язык, музыка, гнездо, зимушка, фазан.

4) Назови слова, в которых есть звуки «З», «ЗЬ»:

     В начале …

     В середине …

5) Подбери родственные слова:

     Зима - … (зимушка,

     Мороз - …

6) Назови слова, в которых есть второй звук:

     Гласный - … (зонт, зима, …

     Согласный - … (свет, изюм, клумба, …   

7) Отгадай слово, состоящее из первых звуков слов:

     Заяц, осы, нос, туфли ( . . . . )

3. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

    У косого нет берлоги,                                                                 Лежит веревка,

    Не нужна ему нора.                                                                    Шипит, плутовка.

    От врагов спасают ноги,                                                            Брать ее опасно -

    А от голода – кора.                                                                     Укусит. Ясно?

                                          (Заяц)                                                                                  (Змея)

       

4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗЦУ.

     У Зои газета.                                                                               Это Зоина газета.

    У Зины вазелин.                                                                         Это Зинин вазелин.

    У Зины земляника.                                                                     Это Зинина земляника.

    У Зои изюм.                                                                                …

                                                                                                         И т.д. (слова из п.2 А), 2 Б))

5. ЗАУЧИВАНИЕ.                                

А) Скороговорки:                                                         

Пошел спозаранку                                                                                                  

     Назар на базар.                                                                           

     Купил там козу и корзинку                                                      

     Назар.                                                                                       

   У зайки Бубы

   Заболели зубы.   

Зоиного зайку зовут Зазнайка.       

Зеленая береза стоит в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.     

«Хозяин загадывает знакомым                                        

привязана коза.   

Занятные загадки о звездах».                                            

«У Зайки Бубы заболели  зубы».                                         

    Б) Чистоговорки:

За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за – залезает в сад коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привязали мы козу.

 

Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привезли.

Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя – не привози.

В) Пословицы и поговорки:                                               

            «Знайка всё с полуслова понимает,                                 

            А Незнайка на всё только рот разевает».                        

            «За двумя зайцами погонишься –                                    

            Ни одного не поймаешь».                                                 

            «Здоровье дороже богатства».                                          

      Г) Считалка:                                                                     Д) Стихотворение про букву:

            Тили-тили, тили-бом,                                                        На эту букву посмотри:

            Сбил сосну зайчишка лбом.                                             Она совсем как цифра три.

            Жалко мне зайчишку:

            Носит зайка шишку.

            Поскорей сбегай в лес,

            Сделай заиньке компресс!

           

 

Е) Веселый стих:  

                                                                    Резиновая Зина

    Резиновую Зину купили в магазине,                                       Мы вымоем резиновую Зину,

    Резиновую Зину в корзине привезли.                                      Мы вымоем в бензине и пальцем пригрозим:

    Она была разиней, резиновая Зина,-                                        «Не будь такой разиней, резиновая Зина,

    Упала из корзины, измазалась в грязи.                                А то отправим Зину обратно в магазин!»                                          

Игры для закрепления темы    Звуки [З]  [З`]. Буквы З, з

 

Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "З". 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ З- Зь ].

Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [З`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [З].

Игра "Звук З или Ж?"

       Цель Дифференциация согласных звуков Ж-З.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...