Главные вкладки

    Звук и буква Ч,Щ.#Сидимдома
    методическая разработка по логопедии

    Абашева Виктория Витальевна

    Задание по грамоте

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadanie_po_gramote_zvuk_i_bukva_ch_shch.docx16.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Звук и буква  Ч ч

    1.        Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он слышит чаще других:

    Чебурашка чашку чая

    Черепашке наливает.

    2.        Попросите ребенка произнести слова со звуком [Ч] из  этого двустишия (Чебурашка, чашку, чая, черепашке).

    1. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Ч] (чайник, чашка, часы, чайка, Чиполлино).
    2. Предложите ребенку вспомнить «ласковые имена», в которых есть звук [Ч] (Вовочка, Верочка, Галочка, Аллочка).
    1. Предложите ребенку дать характеристику звука [Ч].

    •        Звук [Ч] — согласный мягкий глухой.

    1. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Ч] и [Ш], [Ч] и [Т]. Для этого используйте игру «Будь внимательным»: пусть он ставит руки на пояс, услышав звук [Ч], и поднимает руки вверх, услышав звук [Ш]; пусть выполняет наклон туловища влево, услышав звук [Ч], и наклон вправо, услышав звук [Т]. В игре используйте ряды слов: чайка, шайка, кочка, кошка, мошка, мочка, бочка, пешка, черный, шустрый, чесать, шептать (для различения звуков [Ч] и [Ш]); тянет, чешет, чашка, тяпка, чурка, точка, тень, час, точный, теплый (для различения звуков [Ч] и [Т']).
    2. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слогов и слов: чу, ча, час, комментируя свои действия. Например:

    •        В слове час всего три звука; первый звук [Ч] — мягкий согласный, я обозначу его зеленым кружком; второй звук [А] — гласный, я обозначу его красным кружком; третий звук [С] — твердый согласный, я обозначу его синим кружком.

    1. Предложите ребенку определить место звука [Ч] в словах дочка, чайка, сыч.
    2. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Ч ч в тетради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.

    1. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Ч ч на бумаге и в воздухе.
    2. Пусть ребенок нарисует несколько картинок со звуком [Ч] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Ч в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.

    12.        Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: ча, ту (туча); ка, боч (бочка); си, ки, ча (часики); ка, руч (ручка).

    13. Крупно напишите фломастером:

    чудо туча точка куча чудак чашка ночка тучка удочка ванночка бабочка мамочка час стучи

    Вовочка чистит ботинки.

    У Ниночки сумочка.

    Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой.

    Звук и буква  Щ щ

    1.        Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук он  слышит чащ

    е других:

    Щука щёлкнула зубами,

                                       В щель забилась за камнями.

    1. Попросите ребенка произнести слова со звуком [Щ] из этого стихотворения (щука, щёлкнула, щель).
    2. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Щ] (щавель, щётка, щепки, щенок, щука).
    3. Предложите ребенку дать характеристику звука [Щ].                                                                                                 •  Звук [Щ] — согласный мягкий глухой.
    4. Поупражняйте ребенка в различении звуков [Щ] и [С], [Щ] и [Ч]. Для этого используйте игру «Будь внимательным»: пусть он ставит руки на пояс, услышав звук [Щ], и поднимает руки вверх, услышав звук [С]; пусть выполняет наклон туловища влево, услышав звук [Щ], и наклон вправо, услышав звук [Ч]. В игре используйте ряды слов: щука, сено, щенок, щипать, сеять, сито, сиреневый, щекастый, роща, пасека (для различения звуков [Щ] и [С]); тащу, хочу, чесать, щипать, щука, черный, мощный, щуриться, черпать (для различения звуков [Щ] и [Ч]).
    5. Предложите ребенку выполнить звуковой анализ слогов щу, щи, комментируя свои действия.
    6. Предложите ребенку определить место звука [Щ] в словах плащ, щель, тащит.
    1. «Напечатайте» большую и маленькую буквы Щ щ в тетради и на магнитной доске. Пусть ребенок расскажет, из каких элементов они состоят.
    2. Поупражняйте ребенка в рисовании буквы Щ щ на бумаге и в воздухе.

    1. Пусть ребенок нарисует несколько картинок со звуком [Щ] в названиях. Печатными буквами подпишите картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Щ в словах, а потом покажет другие пройденные буквы, прочитает слоги и слова, которые сможет.
    2. Подготовьте ребенка к чтению, поиграйте в игру «Что получится?» Например, какие слова получатся из слогов: ка, шу (щука); ща, ча (чаща); щип, ки, чи (щипчики).

    12.        Крупно напишите фломастером:

    щука пища гуща чаща чищу тащу тащит щипцы щипчики овощи

    Это мышка. Мышка пищит.

    Упражняйте ребенка в чтении слов и предложений с новой буквой. Выясните, помнит ли ребенок, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

    Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

    Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

    Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

    Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

    Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

    Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

    методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

    Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

    Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

    Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

    Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

    Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

     Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...