Доклад на тему: «Профилактика нарушений просодической стороны речи у детей с ОНР средствами мультипликации»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дударева Елена Анатольевна

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Профилактика нарушений просодической стороны речи у детей с ОНР средствами мультипликации»

Учитель-логопед: Дударева Елена Анатольевна

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных современных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать медиа ресурсные  технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

        Приоритетная задача применения анимационных, мультипликационных  технологий в специальной (коррекционной) педагогике состоит в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

        Мультимедийные технологии, к которым относится логопедическая мультипликация, принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Мультипликационные или мультимедийные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Основными преимуществами  использования мультимедиа ресурсов на логопедических занятиях являются:

  • повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
  • обеспечение психологического комфорта на занятиях;
  • развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
  • развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
  • совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
  • формирование личности ребёнка в целом;
  • повышение качества обучения и работоспособности детей.        

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

При организации коррекционной работы определяются следующие направления работы по профилактике просодических компонентов речи у дошкольников с ОНР:

  1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Работа над изменением высоты и силы голоса.
  3. Развитие тембровой окраски голоса.
  4. Развитие умеренного темпа речи.
  5. Работа над логическим ударением.

В качестве средства, оптимизирующего коррекционно-развивающую работу, подходит логопедическая анимация и мультипликация. Отбор осуществляется из уже существующих мультипликационных фильмов, создаются презентации с использованием  анимационных героев, подготавливаются фрагменты анимационных и мультипликационных фильмов, подбираются компьютерные игры с использованием анимации для коррекции просодической стороны речи и систематизируются в соответствии с выделенными направлениями в работе и тематическим планированием дошкольного учреждения.

Средства логопедической мультипликации по формированию просодической стороны речи у дошкольников с ОНР III уровня внедрялись в коррекционную работу на основе тематического принципа.

Коррекционная работа реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Наполняемость подгруппы 7-8 человек. Работа по коррекции звукопроизношения проводиться индивидуально 2 раза в неделю  с каждым ребенком. Коррекционно-развивающее занятие с использованием средств логопедической мультипликации направленное на развитие просодической стороны речи и проводятся в начале подгрупповых занятиях, и продолжительность упражнений составляет 5-7 минут.

Во время подгрупповых занятий проводятся логопедические гимнастики (артикуляционные и пальчиковые). Также в середине занятий детям предлагается выполнить физ. минутку с использованием мультипликации.

Коррекционная работа проводится поэтапно по нескольким направлениям одновременно:

  • Подготовительный этап – формирование речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического).
  • Основной этап – формирование просодических компонентов на логопедических занятиях: ритма, темпа, логического ударения, модуляций голоса по высоте и силе, тембра, речевого дыхания с помощью логопедической мультипликации.
  • Завершающий этап  (озвучивание мультипликационного фильма) – подготовка детей к самостоятельному воспроизведению выразительной речи, активизация уровня самоконтроля.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов в отдельности:

I этап (подготовительный) – целью коррекционной работы с детьми с ОНР является воспитание речевого слуха: интонационного, фонетического, фонематического. Его основная задача заключается, в умении различать акустические характеристики звуков, таких как, высота громкость, длительность. Игровые упражнения с использованием логопедической мультипликации, проводятся в свободное от занятий время в индивидуально-подгрупповой форме.

Например: Задание 1:Анимационное упражнение «Пчела» направлено на развитие голоса. Ребенку предлагается воспроизвести голосом графическое изображение полета пчелы. Изменять высоту голоса, когда пчелка из нижнего угла экрана перелетала в противоположный верхний угол и наоборот. Также при проведении данного упражнения закрепляется произношение звука «Ж».

Задание 2: Научить слышать и различать сочетания гласных звуков и точно их воспроизводить.  Анимационная игра «Грибники». Ребенок нажимает на анимационное изображение грибника и слушает сочетание гласных. Необходимо точно воспроизвести звуковой комплекс, а затем щелкнуть по кружку внизу. В настройках игры можно выбрать различные наборы звуков: один звук, два звука слитно, три звука слитно или раздельно, четыре звука  раздельно.

Например: А, О, И – произносится раздельно,

                   АОИ – произноситься слитно.        

Задание 3: Развитие слухового внимания. Анимационная игра «Ку, ку, бум». Ребенку предлагалось запомнить незнакомую звуковую конструкцию, произнесенную анимационным инопланетянином и правильно произнести ее в микрофон. После чего один инопланетный герой сменялся другим. Также  игру можно продолжить, предложив ребенку придумать свой «инопланетный язык». Создать и записать свой алфавит, озвучить приветствие и вопросы на придуманном языке. Игру можно проводить с микрофоном – повторять за пришельцами их слова.  

Например: звучит ти – та – ту; бом – том; бум – пум, ребенок прослушивает словосочетания и повторяет их в микрофон. 

Задание 4: Развитие слухового внимания и автоматизация заднеязычных и переднеязычных звуков. Ребенок слушает, что произносят мультипликационные музыканты и повторяет за ними, стараясь сохранить рисунок мелодии и набор звуковых комплексов. В конце игры ребенок совместно с музыкантами пытается пропеть небольшой отрывок музыкального произведения.

Задание 5: Тренировка произношения различных звуков с помощью ритмичного повторения слов и слогов. Анимационная игра «Кот и сосиска».

Соблюдая ритм, который задает мигающая сосиска, ребенок повторяет в микрофон слова и слоги. Также в настройках регулируется ритм произношения речевого материала (быстро или медленно). В завершении игры, мышь за веревку подтягивает к себе сосиску, которую она забирала у спящего кота и убегает.

Задание 6: Выработка сильной и плавной воздушной струи.  Анимационная игра «Вертолет». Ребенку предлагается выбрать вертолет и с помощью микрофона отправлять его в полет. Необходимо четко дуть в микрофон. Используя настройки к игре, можно выбирать для ребенка дыхательную нагрузку.

Целью второго, основного, этапа, является формирование просодических компонентов у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях: ритма, интонации, темпа, логического ударения, модуляций голоса по высоте и силе, тембра, речевого дыхания. Вводятся такие анимационные игры и мультипликационные упражнения.

Задание 1: Отработка длительного и короткого выдоха, знакомство с ударением. Анимационная игра «Букет для мамы». Выбирается букет который надо собрать  для мамы. Для этого надо  ритмично повторять слова и слоги, ориентируясь на флажок Гнома. Ударная гласная должна приходиться на поднятый флажок. Чем меньше ошибок допускает ребенок, тем быстрее на экране появляются элементы букета. Важно контролировать дыхание ребенка, дозировать дыхательную нагрузку и соблюдать расстояние от рта ребенка до микрофона – не менее 3 см. В настройках можно выбрать ритм (быстрый, средний, медленный) и количество элементов в букете (от15 до 30).

Задание 2: Учить слушать, повторять и анализировать собственную речь. Анимационная игра «Привет планетам». Необходимо  говорить в микрофон звуки, слова, предложения. Говорить можно любые речевые конструкции, которые потом сказочным образом превращаются в голос Робота. Перед началом игры, логопед совместно с ребенком продумывает, какую информацию они хотели бы передать на другую планету. Это может быть рассказ о себе или приглашение в гости.

Задание 3: В анимационной игре «Птицы в беде» ребенок учится слышать и запоминать, выбирать заданные слова из цепочки слов, похожих по звучанию. Прослушав три слова, ребенок выбирает именно их из пяти предложенных картинок и ставит их в том порядке, как они были озвучены. В процессе игры обсуждается, чем похожи между собой услышанные слова, и чем они отличаются. Интересно, когда дети предлагают свои варианты цепочек слов. В конце игры анимационный кот подает с дерева и убегает, так и не добравшись до гнезда с птенцами.

Например: прослушанные цепочки слов: сом, соль, сок.

                  демонстрационные картинки: сом, сыр, стол, соль, сок.  

Задание 4: Развитие фонематического слуха в анимационной игре «Правильный банан». Ребенку предлагается прослушать четыре варианта произношения одного слова и выбрать тот, который был произнесен правильно. В конце игры, если все задания были выполнены верно, ребенку предлагается для просмотра небольшой фрагмент мультипликационного фильма, в качестве поощрения.

Например: булашка, буравка, булавка, пулавка.

                   виталим, витанин, витамин, митанин.

Задание 5: Анимационное упражнение «Слушай, думай, называй». Цель задания формировать навыки восприятия логического ударения. Используя программу «Киностудия Windows live» логопед озвучивает мультипликационных героев, используя различные средства для выражения логического ударения. Дети прослушивают фразы, называют слова – носители логического ударения и указывают, как оно было произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто). 

На третьем, завершающем этапе, воспитанникам предлагается озвучить мультипликационный фильм, где они на практике могут применить ранее полученные знания, при помощи которых реализуются следующие задачи:

  • развивать компоненты просодической стороны речи и умение принять их в повседневной жизни;
  • воспитывать умение слушать и слышать собственную речь;
  • расширять и обобщать представления детей об окружающем мире, о технических приспособлениях и инструментах, используемых в процессе озвучивания мультфильма;
  • вызвать чувство гордости за продукт собственного труда.

Процесс озвучивания мультфильма должен длиться не более двух недель, что бы у детей не пропал интерес, и они смогли увидеть результат своей деятельности. Озвучивание фильма вызывает большой интерес. Дети тренируются в произношении поставленных звуков, в выразительном произношении фраз из выбранного мультфильма. В темпо-ритмической стороне речи пытаются воспроизвести голоса герое. Стараются четко и ясно произносить слова, фразы, тем самым вырабатываются навыки хорошей дикции. Стараются регулировать громкость голоса и т.д. Прослушивая свою звукозапись при озвучивании героев, дети  вдохновляются и с легкостью исправляют то, что не получается.

Таким образом, развивающие возможности логопедической мультипликации настолько широки, что охватывают не только образовательные области речевого развития. Детская мультипликация раскрывает творческий потенциал воспитанников. Активизирует  мыслительные процессы и познавательный интерес, а также эстетический вкус. Озвучивание мультфильма становится огромным стимулом для детей в преодолении неправильного звукопроизношения, развития просодической стороны речи, что является неоценимой помощью в коррекционной работе учителя логопеда.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...

Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.

При проведении логопедических занятий хочется  разнообразить приёмы своей работы. На занятии необходимо не только реализовать поставленные задачи , но и длительное время удержать внимание детей н...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1.Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди дете...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность  как фонетической, так и просодической сторон речи.   Вышеназван...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...