Коррекция нарушений просодической стороны речи у детей с заиканием
статья по развитию речи

Смирнова Светлана Олеговна

В данной статье говорится о причинах возникновения просодических нарушений у детей, страдающих заиканием, а также о методах и приёмах коррекции просодической стороны речи при данной речевой патологии, применяемых в логопедии. Проведен анализ причин возникновения нарушений темпа, ритма, высоты голоса, мелодико-интонационных расстройств при заикании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Светлана Олеговна, Жидкова Екатерина Андреевна

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Аннотация: В данной статье говорится о причинах возникновения просодических нарушений у детей, страдающих заиканием, а также о методах и приёмах коррекции просодической стороны речи при данной речевой патологии, применяемых в логопедии. Проведен анализ причин возникновения нарушений темпа, ритма, высоты голоса, мелодико-интонационных расстройств при заикании.

Ключевые слова: заикание, просодические компоненты речи, коррекция просодики

Введение. Речь человека является основным средством коммуникации в социуме. Заикание, как одно из самых ярко выраженных ее нарушений, обладающее особыми феноменологическими признаками, стало изучаться логопедией как одна из первых проблем, касающихся патологий речевой деятельности. До сих пор заикание является одной из самых распространённых речевых нарушений. По статистике, предложенной на сегодняшний день, люди, страдающие заиканием, составляют 1,5-3% от общей массы. Однозначной точки зрения, касающейся его этиологии, у исследователей нет до сих пор, а количество детей с заиканием, наблюдающихся у специалистов, из года в год увеличивается.

Основным симптомом заикания является наличие судорожных запинок в речевой продукции говорящего, проявляющихся в непроизвольном сокращении мышц речевого периферического аппарата при попытке начать речь или непосредственно в самом процессе высказывания. На ряду с темпо-ритмическими нарушениями, у заикающихся страдают и просодические компоненты речи, изучению которых в наше время уделяется всё больше внимания, ведь именно благодаря определенным и правильно выбранным темпу, ритму речи, его мелодико-интонационной окраске, голосовым модуляциям, речь человека становится понятной, разборчивой и красивой [2].

Изучение просодической стороны речи сейчас ведется параллельно с изучением неречевых методов коммуникации, т.е мимикой, позами, жестами, благодаря использованию которых в комплексе с речевыми проявлениями, создается общий выразительный фон речи, благодаря их взаимосвязи передаются эмоциональная и интонационная составляющая высказывания [3]. Так, при нормальном развитии ребенка, все компоненты речи со временем совершенствуются и дополняют друг друга. При заикании данная связь нарушается, в работе большинства компонентов речевой деятельности наблюдается асинхронность. Именно поэтому изучение связи заикания и просодической стороны речи является одним из основных вопросов современной логопедии, которым занимались В.К. Ковшиков, В.П. Глухов, Н.А Чевелева, И.А Сикорский, Л.З Арутюнян, И. А Поварова и другие.

     

  Изложение основного материала статьи.  Просодика - важнейший элемент системы устной речи. Развитие её создает предпосылки к освоению человеком родного языка. При помощи просодического оформления высказывания даже неговорящий ребенок может выразить свои эмоции, чувства, донести информацию до собеседника. [5]. К просодике относят такие элементы голоса, как, сила голоса, высота, его темп, тембр, ритм, мелодика, пауза, модуляции голоса, логическое ударение, дикция. Корректное использование всех этих голосовых характеристик является одним из факторов успешной коммуникации людей. Иначе говоря, одним из элементов коммуникации является навык интонационного оформления высказывания, то есть, овладения просодической стороной речи. Являясь одним из важнейших компонентов устной речи человека, отвечающим за эмоциональное оформление слов и высказываний, просодика определяет выразительность, семантическую нагрузку речи говорящего, то есть, в целом способствует формированию связного, четкого, разборчивого, красивого речевого высказывания [2]. Л.З. Арутюнян обозначает заикание как дефект просодики, проявляющийся в дефектах ударений, которые при этом неравномерны [1]. Также И.А. Поварова, Г. Берман в своих работах рассматривают заикание как нарушение просодических компонентов речи. Она утверждает, что моменты возникновения судорожных запинок попадают в большинстве своём на ударные слоги в слове. При этом интервалы между ними у заикающихся сильно варьируются даже при отсутствии спазм и судорог речевых мышц, часто отмечается неправильная постановка ударения. Также, И.А. Поваровой отмечены немодулированность речевого высказывания, невозможность модуляции голоса у заикающихся [4]. Например, высота голоса заикающегося часто высокая из-за присутствующей тревоги, страха, что провоцирует скованность. С ощущением тревоги нарушается интонация, в речи говорящего появляются необоснованные паузы, нарушается мелодика. Из-за попыток закончить речевое высказывание до момента появления судороги, ритм речи сбивается, нарушается темп, речевая продукция говорящего становится немодулированной [2]. Многими авторами отмечено нарушение темпо-ритмического рисунка речи заикающегося, а теоретические данные подтверждены экспериментально.

     Постоянная фиксация на собственной речи и реакции окружающих на возникающие запинки, избегание речевых контактов часто приводят к возникновению у детей психических нарушений. Таким образом, коррекция заикания становится важным аспектом изучения не только в рамках предотвращения речевых дефектов детей, но и в целях психокоррекционного воздействия.

В процессе коррекции заикания основной целью специалиста является устранение судорожных речевых запинок. Избавление от возникновения непроизвольного напряжения голосовых складок способствует нормализации темпо-ритмической и мелодико-интонационной стороны речи заикающегося. Коррекция просодических компонентов речи является важной составляющей в целом при коррекционной работе над заиканием. Коррекция просодики – это комплексная программа обучения, направленная на совершенствование просодических навыков ребенка. Она включает в себя упражнения на ритм, интонацию и мелодичность речи, а также различные игры и тренировки для улучшения коммуникативных навыков. Коррекция просодики может помочь детям с заиканием улучшить их коммуникативные навыки и повысить уверенность в себе при общении, снизив тем самым психологический дискомфорт, напряжение заикающегося. Результаты могут быть различными для каждого ребенка, в зависимости от степени тяжести заикания и индивидуальных особенностей.

Работа с нарушениями просодической стороны речи проводится логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях. Логопед оценивает речевые навыки ребенка и разрабатывает индивидуальную программу обучения и коррекции. В коррекционной работе с просодическими компонентами речи используются различные методики, такие как игра слов и логических ударений, музыкотерапия, сказкотерапия, логоритмика, использование демонстрации правильной формы выразительной речи и многие другие. Занятия по коррекции нарушений просодики в основном включают в себя следующие направления:

  1. Проведение упражнений по нормализации работы артикуляционного аппарата;
  2. Нормализация темпа и ритма речи;
  3. Развитие речевого и неречевого дыхания;
  4. Развитие интонационной окраски речи;
  5. Развитие голосовой функции;
  6. Развитие навыков установления речевых пауз, ударения.

Каждое из направлений реализуется на логопедических занятиях, включающих в себя несколько этапов:

  1. Подготовительный этап.

На этом этапе логопед проводит работу над голосом, работу по формированию правильного речевого дыхания, что является базой для речевого высказывания, нормализует темп и ритм речи;

  1. Основной этап.

Как правило, направлен на формирование общих представлений о видах интонаций речи: повествовательного, восклицательного, вопросительного;

  1. Заключительный этап.

Он предполагает проведение логопедической работы по определению и воспроизведению интонации различных видов предложений. На нём логопед работает с умением ребенка различать высказывания по интонации, определять конкретную интонационную окраску, самостоятельно придавать её собственным речевым высказываниям. Наряду с этим может применяться метод Л. З Арутюнян с введением в речь движений и, прежде всего движения рук для формирования подтекста [1].

Многие авторы отмечают, что важной частью коррекционной работы с дошкольниками, страдающими заиканием, является комплексное воздействие на речевые и неречевые компоненты. Коррекция нарушений просодической стороны речи, а также развитие навыков вербализации эмоциональных состояний детей осуществляется в единстве. Необходимо в процессе коррекционной работы создать эмоционально благоприятную для детей обстановку. Большую роль играет мотивация ребенка к занятиям и речевой деятельности.

      Важно отметить, что коррекция просодики не заменяет всю коррекцию заикания, а является её частью. Она должна проводиться параллельно с другими методами, такими как терапия поведения, психологические консультации и упражнения на развитие и коррекцию речи. Кроме того, как и при любом коррекционном процессе, в коррекции просодической стороны речи детей крайне важна роль родителей. Они могут значительно ускорить и облегчить процесс работы, выполняя упражнения с ребенком в домашних условиях. Одним из простых упражнений, которые родители могут делать с детьми, является повторение фраз с различными интонациями и акцентами. Другой способ – поиграть в игру «Слово в ряд», где каждый участник должен добавлять слово с правильным ударением и интонацией.

Выводы: исходя из изложенного теоретического материала, можно сделать следующие выводы:

  1. при заикании сильно страдают просодические компоненты речи, являющиеся важным составляющим устного высказывания;
  2. коррекция просодической стороны речи – это важный элемент в лечении заикания у детей. Однако, важно понимать, что коррекция просодики не является единственным методом лечения заикания и должна проводиться параллельно с другими методами терапии;
  3. коррекция нарушений просодической стороны речи, а также развитие навыков вербализации эмоциональных состояний детей осуществляется комплексно в одной системе коррекции;
  4. важная часть коррекционной работы с дошкольниками, страдающими заиканием - комплексное воздействие на речевые и неречевые компоненты.

         Литература:

  1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян (Андронова). –М.: Эребус, 1993. – 160 с.
  2. Жулина Елена Викторовна, Курдова Юлия Александровна, Маркичева Арина Александровна КОРРЕКЦИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-4.
  3. Жулина, Е. В. Особенности просодической стороны речи у дошкольников с заиканием / Е. В. Жулина, И. В. Лебедева, Д. С. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 134-137. – EDN OEFFWJ.
  4. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. – 2006. – №1. – С. 12-31.
  5. Шереметьева, Е. В. Формирование просодической стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью средствами этнопедагогики / Е. В. Шереметьева, О. А. Беспоместных // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 240-244. – DOI 10.17513/snt.37621. – EDN MKYRBB.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...

Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.

При проведении логопедических занятий хочется  разнообразить приёмы своей работы. На занятии необходимо не только реализовать поставленные задачи , но и длительное время удержать внимание детей н...

Презентация: "Особенности просодической стороны речи у людей с заиканием"

Презентация: "Особенности просодической стороны речи у людей с заиканием"...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...

Доклад на тему: «Профилактика нарушений просодической стороны речи у детей с ОНР средствами мультипликации»

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии....

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность  как фонетической, так и просодической сторон речи.   Вышеназван...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...