Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.
статья на тему

Ротова Наталья Александровна

При проведении логопедических занятий хочется  разнообразить приёмы своей работы. На занятии необходимо не только реализовать поставленные задачи , но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале. Ка же можно использовать иппликатор Кузнецова на этапе автоматизации звуков, чтобы разнообразить  работу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipplikator.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование иппликатора Кузнецова при формировании фонетической и просодической стороны речи у детей с нарушениями речи.

Известно, что движения пальцев рук стимулируют  созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речедвигательный анализатор регулирует и координирует всю речевую деятельность. В процессе развития ребёнка видно, что постепенное усложнение двигательных навыков способствует и усложнению артикуляции. У детей с речевой патологией из-за недостаточности развития двигательно-моторной сферы нарушается артикуляционный процесс и дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребёнка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения. Положительное эмоциональное общение — первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Принимая во внимание вышесказанное, процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова. Иппликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы.

При проведении логопедических занятий сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Занятия по предлагаемой методике провожу в игровой форме.  Для детей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. На этапе автоматизации звуков, чтобы разнообразить работу, использую иппликатор Кузнецова.

  1. Автоматизация изолированного звука.

Для закрепления поставленного звука используются пособие «Улитка». Данная «улитка» не вся состоит из ипплекаторов, ребенок ведет указательным  палецем по домику улитки,  встречающийся на пути ипплекатор  сигнализирует ребенку, что нужно  сделать остановку нажать на ипплекатр и произнести автоматизируемый звук.

  1. Автоматизация звука в открытых и закрытых слогах. 

 «Ножки»

При выполнении этого упражнения, ребенок должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые «идут» по дорожке: указательный палец «наступает» на синий кружок(согласный звук), а средний – на красный кружок (гласный звук).

Ребенок «ставит ножки» на линию старта и по команде логопеда начинает «звуковую дорожку». Если ребенок произнес автоматизированный звук неправильно – он возвращается к началу дорожки и начинает всё с начала.

  1. Автоматизация звука в словах.

«Ладошки»

На каждый палец нарисованной ладошки приклеивается ипплекатор.

Логопед просит ребенка при произнесении автоматизируемого звука ставить пальцы на ипплекатр нарисованной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки. При выполнении упражнения руки не напряжены, спокойно лежат на иппликаторе. Кисти рук распологаются как при игре на фортепиано. Они округлены и свободны. Началу каждого звука (слова, фразы) соответствует поочередное нажатие пальцев руки.

Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активизации межполушарного взаимодействия.

Использование аппликатора показало что, эффективно развивавается познавательная активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с детьми с речевой патологией.
Речь детей активизируется, обогащается словарный запас, посредством проговаривания последовательности своей работы.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией....

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Доклад на тему: «Профилактика нарушений просодической стороны речи у детей с ОНР средствами мультипликации»

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии....