Речевая карта (к методике Безруковой О.А., Каленковой О.Н.) для старшей и подготовительной логопедической группы
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Гетта Ольга Геннадиевна

Речевая карта к "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" Безруковой О.А., Каленковой О.Н. на период обучения ребенка в старшей и подготовительной логопедических группах детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение:    МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону

РЕЧЕВАЯ КАРТА (к методике Безруковой О.А., Каленковой О.Н.)

Дата заполнения «___» __________20____г.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Возраст ___________________

Родители (законные представители) _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1.Общие представления ребенка об окружающем мире 

(соответствуют/ не соответствуют возрастной норме; обеднённые представления об окружающем мире; представления об окружающем мире не сформированы)

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 12 б.

Из 12 б

Из 14 б

Из 14 б.

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 63 б.

Из 63 б

Из 67 б

Из 67 б.

Объем словаря (соответствует /не соответствует возрастной норме; объём словаря ограничен / резко ограничен, наблюдается дефицит глагольного словаря; словарь представлен небольшим количеством слов обиходно-бытовой тематики.  Объём словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 41 б.

Из 41 б

Из 40 б

Из 40 б.

Системная организация словаря (ассоциативные связи)

(Системная организация словаря находится на самом начальном этапе формирования, наблюдаются слабые ассоциативные связи. Системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематически /ситуативно обусловленных связей, в лексиконе много слов, значение которых усвоено только на номинативном уровне.Системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей. В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 22 б.

Из 22 б

Из 27 б

Из 27 б.

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции    

(соответствует возрастной норме; уровень сформированности грамматической компетенции ниже/значительно ниже возрастной нормы).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 70 б.

Из 70 б

Из 94 б

Из 94 б.

Словоизменительные навыки и умения

(Находятся на самой начальной стадии формирования, наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка. Усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка.

Словоизменительные умения находятся в стадии формирования, характерной для речи детей более младшего возраста. Словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе, в речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок.Словоизменительные навыки и умения сформированы.)

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 24 б.

Из 24 б

Из 31 б

Из 31 б.

Словообразовательные навыки и умения

(Словообразовательная деятельность не сформирована, в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок.

Словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования, усвоены только продуктивные словообразовательные модели, в речи наблюдаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным моделям.

Словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию. В речи наблюдается незначительные трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей.

Словообразовательная деятельность сформирована).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 30 б.

Из 30 б

Из 37 б

Из 37 б.

Синтаксические навыки и умения  

(Сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространённые предложения, предикативная часть многих элементарных конструкций отсутствует.

Синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующей более младшей возрастной группе, наблюдаются выраженные трудности распространения синтаксических конструкций, пропуск предлогов, ошибки согласования и управления. Недоступно понимание лексико-грамматических конструкций.

Синтаксические навыки в целом сформированы. В речи наблюдаются отдельные недочёты при построении сложносочинённых предложений с причинно-следственной или временной связью.

Синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 16 б.

Из 16 б

Из 26 б

Из 26 б.

2.3. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

(Соответствует / не соответствует возрастной норме)

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 51 б.

Из 51 б

Из 66 б

Из 66 б.

Состояние фонематического слуха

(Сформирован / не сформирован; наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных; наблюдаются трудности различения твёрдых и мягких согласных).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 18 б.

Из 18 б

Из 26 б

Из 26 б.

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза  

(Навыки фонологического анализа не сформированы; навыки звукового анализа и синтеза находятся в самой начальной стадии формирования.

Ребёнку доступен анализ звукового ряда, состоящего из 3х гласных звуков, анализ обратного слога

Навыки звукового анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования. Ребёнку доступен анализ слов типа_______________________________________________________________

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 3 б.

Из 3 б

Из 2 б

Из 2 б.

Слоговая структура слова

(Не нарушена /нарушена: пропуск/перестановки/замены звуков/слогов)

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 6 б.

Из 6 б

Из 10 б

Из 10 б.

Звукопроизношение

Изолированно/в словах/в спонтанной речи -  не нарушено/нарушено: ____________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

с

с’

з

з’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

н

н’

м

м’

j

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

т

т’

д

д’

к

к’

г

г’

х

х’

в

в’

ф

ф’

а

о

у

ы

э

и

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1 – ст. гр. начало года; 2 – ст. гр. конец года; 3 – подг. гр. начало года, 4 – подг. гр. конец года

Просодическое оформление речи

(Не нарушено / нарушено; речь интонационно выразительна/не \выразительна: слабая выраженность голосовых модуляций / голос немодулированный / монотонный / слабо модулированный.

Темп речи нормальный / патологически ускоренный / замедленный.

Ритм речи не нарушен /нарушен: речь растянутая., скандированная; нарушение темпо-ритмической организации речи: заикание, запинки; допускает /не допускает ошибки по постановке ударения; правильное/неправильное интонационное членение/объединение речи; понимание/непонимание постановки логического ударения.

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 24 б.

Из 24 б

Из 28 б

Из 28 б.

2.4. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ):

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 25 б.

Из 25 б

Из 24 б

Из 24 б.

Понимание текста

(Идентифицирует /не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста; понимает только основную информацию текста; доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста; доступно понимание скрытого смысла).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 5 б.

Из 5 б

Из 4 б

Из 4 б.

Продуцирование текста

(может / не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации; рассказ соответствует / не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта/ раскрыта частично/ не раскрыта; нарушена / не нарушена связность и логичность изложения; свободно владеет языковыми средствами и адекватно их использует при построении связного текста).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 8 б.

Из 8 б

Из 8 б

Из 8 б.

Репродуцирование текста  

(может / не может воспроизвести текст, воспринятый на слух;

 пересказ соответствует / не соответствует оригиналу, сюжетная линия не нарушена / нарушена;

 при пересказе сохраняет / не сохраняет лексику оригинала).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 12 б.

Из 12 б

Из 12 б

Из 12 б.

3. Состояние речевого аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата  

(Нарушено /не нарушено; _______________________________________________

зубочелюстные аномалии: нарушение прикуса (прогнатия / прогения), неправильное положение зубов, их формы и величины, аномалии языка (макро- и микроглоссия); аномалии уздечек верхней / нижней губы и языка; расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба, деформации челюсти, несмыкание губ). ________________________________________________________________________

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата  

(речедвигательные расстройства (неврологический синдром в артик. моторике): спастический парез / гиперкинезы / атаксия; нарушения функций лицевой мускулатуры: тонус мышц лица (спастичность, гипотония, дистония), сглаженность носогубной складки, асимметрия лица, гиперкинезы языка, синкинезии, тонус мышц губ   (спастичность, гипотония, дистония), ограничение подвижности губ; нарушение функций мускулатуры языка: тонус мышц языка (спастичность, гипотония, дистония), девиация языка, гиперкинезы языка, тремор языка;

нарушение функций мускулатуры мягкого нёба: малоподвижное мягкое нёбо, провисание нёбной занавески, повышенный или пониженный нёбный и / или глоточный рефлекс; вегетативные расстройства: гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при определённых условиях), покраснение / побледнение кожных покровов;

нарушение акта приёма пищи: отсутствие или затруднение жевания твёрдой пищи, попёрхивание, захлёбывание при глотании).

3.3. Речевое дыхание и голосообразование

(Нарушение ритма речевого дыхания: затруднённое, поверхностное, неритмичное; нарушение дифференциации носового вдоха и ротового выдоха, выдох укорочен, вдох неглубокий;

нарушения голосообразования (афония, дисфония); нарушения высоты (очень низкий или очень высокий (писклявый) голос, силы (очень тихий / излишне громкий голос), тембра (охриплость, назализованный), повышенная утомляемость голоса). ___________

4. Двигательное развитие

4.1. Основные двигательные навыки и состояние координаторной сферы

(Основные двигательные навыки сформированы / сформированы недостаточно / не сформированы;

Наблюдаются нарушения первичной моторной функции:снижение силы, нарушения  тонуса: спастичность/ гипотония  / дистония; нарушения координации движения;; непроизвольные насильственные движения).____________________________________________________________________________________________

4.2. Моторные функции кистей и пальцев рук

(наблюдаются диспраксические расстройства: конструктивной деятельности (конструктивная диспраксия); артикуляционного аппарата (оральная  диспраксия); формирования навыков рисования и письма (графомоторная диспраксия).___________________________________________________________________________________________

5. Психологическая база речи

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 141 б.

Из 141 б

Из 162 б

Из 162 б.

5.1. Вербальная память  

(Объём вербальной памяти достаточный для осуществления полноценной коммуникации;

объём вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации: наблюдаются незначительные / выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 64 б.

Из 64 б

Из 69 б

Из 69 б.

5.2. Речевое внимание  

(сформировано / не сформировано;наблюдаются трудности концентрации и / или распределения внимания при работе с вербальным материалом ).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 37 б.

Из 37 б

Из 43 б

Из 43 б.

5.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект)

(соответствует/не соответствует возрасту, нарушено / не нарушено; наблюдаются трудности установления адекватных связей между предметами и явлениями окружающего мира;

решение мыслительных задач осуществляется только на уровне практических действий (наглядно-действенное мышление); мышление наглядно образное, носит целевой, организованный характер;

мышление наглядно-образное, присутствуют элементы абстрактно-логического мышления).

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Из 40 б.

Из 40 б

Из 50 б

Из 50 б.

6. Дополнительная информация

6.1. Особенности раннего речевого развития   _____________________________________________

____________________________________________________________________________________

6.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок __________________________

____________________________________________________________________________________

6.3. Особенности речевого поведения  

(речевая активность / гиперактивность/пассивность)_____________________________________

6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.)  ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях   __________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМПК № 2 г.Ростова-на-Дону № __________________ от _________________

Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья: обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО для обучающихся с ТНР)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (старшая группа – начало уч. года) ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Учитель-логопед ___________________Гетта О.Г.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (старшая группа – конец уч. года) ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Учитель-логопед ___________________Гетта О.Г.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (подготовительная группа – начало уч. года) ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Учитель-логопед ___________________Гетта О.Г.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (подготовительная группа – конец уч. года) ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Учитель-логопед ___________________Гетта О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Тематические годовые планы работы в старшей и подготовительной логопедических группах для детей с ОНР III уровня

Тематический план занятий с детьми 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи. Тематический годовой план фронтальных занят...

Сценарий и презентация совместного с родителями досуга, посвященного Дню Матери (старшая и подготовительная логопедические группы).

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на воспитание уважительного отношения к мамам, создание теплого нравственного климата в группе.Чтобы воспользоваться музыка...

Конспект НОД на тему: «Космическая конференция» для детей старшей и подготовительной логопедических групп.

Ребята дошкольного возраста с трудом вступают в диалог, могут самостоятельно организовать игру, сделать умозаключение без наводящих вопросов. Роль педагога просто неоценима в таких ситуациях. Стать др...

План самообразования воспитателя подготовительной-логопедической группы «Радуга» Алирзаевой Наиды Магомедовны по теме: «Использование разнообразных техник рисования в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» на 2019-2020 учебный год

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все:...

Проект «Веселая артикуляционная гимнастика» в старшей и подготовительной логопедической группе Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».

Цели и задачи.Цели проекта:сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, нео...