Конспект НОД "Зимняя прогулка"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Развитие фонематических процессов и лексико-граммматических категорий у детей подготовительной группы с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2108.docx91.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственно бюджетное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида №17 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД «Зимняя прогулка»

В подготовительной речевой группе

   Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, развивающего обучения на основе развивающих игр, личностно-ориентированные, квалифицированная корекция детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                                                Учитель-логопед Филиппова В.Г.

Цели.

Коррекционно-образовательные: закрепление знаний и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»; закрепление навыков фонематического анализ и синтеза (деление слов на слоги, синтез слов по первым звукам слов); закрепление понятия «родственные слова»; закрепление значения предлогов в предложении.

Коррекционно-развивающие: развитие зрительного гнозиса при распознавании контурных изображений, наложенных и зашумлённых силуэтов, зеркально расположенных букв, нахождении слогов в таблице Корнева; развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок; развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления падежных окончаний(Р. п. мн. ч. сущ.), образования сложных слов из двух с опорой на зрительные символы, обозначающие части речи; развитие связной речи, умения формулировать свою мысль.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период, к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Ход НОД.

  1. Оргмомент.

Учитель-логопед (Л.):

 - За окном сейчас зима,

   И в снегу стоят дома,

   И деревья, и кусты,

   Реки, улицы, мосты.

   А вы знаете, где лучше всего зимой? ... (На катке, на снежной горке, в тёплом доме…) Хотите отправиться за город? На чём мы можем туда поехать?

Дети:

 - На машине,  на электричке…

Л.:

 - Занимайте места!

2. Массаж спины «Паровоз».

Дети становятся друг за другом «паровозиком».

Едет, едет паровоз –

Две трубы и сто колёс.

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду!»

Поколачивание кулачками.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так!»

Похлопывание ладошками.

«Так-так-так! Так-так-так»

3.Игра на движение со звукоподражанием.

Л.

 - Посмотрите, как много намело снега, какие сугробы. Как же нам пройти по такому глубокому снегу?

Дети:

 - На лыжах.

Л.

 - Давайте их наденем: сначала на правую ногу, потом на левую, возьмём в руки палки и поедем друг за другом. И поскользили «С-с – с-с» (прерывисто), и ветер поёт такую же песенку «С-с-с-с-с-с». Ветер становится всё сильнее, начинается вьюга, песенка становится звонкой: «З-з-з-з-з-з».

4. Дифференциация звуков С, З.

Взявшись за руки, дети идут по кругу, тихо ступая на каждое слово. При звуке З – остановка и хлопок в ладоши.

 - Снег, сугробы, морозы, свистит, серебристый, зима, сосулька, забавы, скользить, снежинка.

5. Распознавание букв среди зеркальных изображений.

 - Посмотрите,  какой узор получился на снегу. Что здесь можно увидеть?

Карточка:

Дети:

 - Буквы С и З.

Л.:

 - Давайте уберём буквы, которые написаны неправильно.

Дети убирают неверно написанные буквы.

6. Звукослоговой разбор слов.

Л.

 - Ребята, кто же к нам прибежал?

Поднимает мягкую игрушку – собаку.

Это Шарик, умный пёс,

Шарик ночью службу нёс.

Шарик тоже учится писать. Вот он написал:

Я не могу понять. А вы?

Дети называют слов САНКИ, ЗИМА.

 - Давайте напишем эти слова кружками, т.е. разберём по слогам, звукам и подпишем.

Дети выполняют задание за столами.

7. Узнавание фигур по контурам за штриховкой.

Л.

  - А Шарик…

Он решил не спать с утра.

Его домик - …

Дети договаривают.

 - Убежал он из конуры на фотоохоту. Эти снимки он сделал в лесу. Он выслеживал зверей как настоящий охотник, но животные от них прячутся, поэтому снимки нечёткие.

На листах в клетку – графические контуры диких зверей, на них наложена калька с различной штриховкой. Дети отгадывают, если трудно, калька снимается. Белка, кабан, дятел, лось, сова.

Л.:

 - А Шарик плохо знаком с этими животными. Он хочет уточнить:

У белки есть рога?

У лося есть когти?

 У волка есть копыта?

Дети отвечают полными предложениями: «У белки нет рогов. У лося нет когтей. У волка нет копыт.»

8. Задания по таблицам Корнева.

Л.:

 - А этих зверей Шарик в лесу не нашёл. Они пришли к нам сами. Соедините первые звуки слов: лев, игла, собак, арбуз. Что получилось?

Дети:

 - Лиса.

Л.:

 - Правильно. Она спряталась за квадратом, на котором написан второй слог слов «лиса».

Дети находят слог СА.

Л.:

-Скажите, где он?

Дети:

 - В правом верхнем квадрате.

Л. показывает лисичку.

 - Найдите слоги с таким же звуком.

Дети:

 - СО – в левом верхнем , СЫ – в среднем нижнем, СУ – в правом нижнем, ЗА – в центральном квадрате.

9.  Образование сложных слов с опорой на символы слов. 

Л.:

 - Лисичка хочет загадать вам загадки. Она будет называть вам два слова, а вы вместо него одно, вот такое:

 - что означает белый квадратик?

Дети:

 - Неживые предметы.

Образование слов: сам летит – самолёт, пыль сосёт – пылесос, снег падает – снегопад, голый лёд – гололёд.

Аналогично со словами:

 - живой предмет.

Лес рубит – лесоруб, свиней пасёт – свинопас, сад разводит – садовод.

 - какой?

Острый нос – остроносый, острые уши – остроухий, тонкие лапы – тонколапый,

рыжий хвост – рыжехвостый.

Л.:

 - А кто это – остроносый, рыжехвостый…?

Дети: - Это лиса.

Л. – А сейчас про кого лиса будет спрашивать?

Длинные уши - длинноухий, короткий хвост – короткохвостый.

Дети:

 - Это заяц.

Л.

 - Он тоже спрятался за волшебным квадратом. Замените в слоге СА звук С на З. Что получится?

Дети:

 - ЗА.

Л.

 - Где находится этот слог?

Дети:

 - В центральном квадрате.

Л.:

 - ЗА какой это слог в слове «заяц»?

Из-за квадрата появляется зайчиха с зайчатами.

10. Подбор родственных слов.

Л.:

 - Здесь не один заяц, а целая семья. Мы с вами составляли семейки слов. Шарик тоже учится их составлять, но у него бывают ошибки.

Л. называет серии слов, дети исключают лишнее слово и вместо него подбирают родственное.

Лиса, лесной, лисёнок, лисий.

Белка, белая, беличий, белочка.

Ленивый, олень, лень, ленивец.

11. Физминутка.

 - Ребята нам надо подвигаться, чтоб не замёрзнуть.

Ком большой, затем второй,

      Третий маленький такой.

      Получился снеговик.

      Очень он хорош на вид! 

      Лепим мы ещё комки –

       Поиграем мы в снежки.

       Мы на лыжах в лес пойдём,

       На каток коньки возьмём.

       Ну-ка, ласточкой прогнись!

       Ногу выше, не ленись!

       И на саночках гурьбой

       Мы прокатимся с тобой.

12. Называние пропущенного предлога в предложении.

 - У лисички есть ещё одна фигурка    Что она означает?

Дети:

 - Маленькое слово.

Л.:

 - Скажите, какого маленького слова не хватает.

Олень пасётся поляне.

Сова сидит сосне.

Волк воет луну.

Сосной стоит скамейка.

Белка скачет ёлки ёлку.

13. Подбор слов-действий.

 - Ребята, а какую фигурку ещё не показывала лиса?

Дети:

 - Треугольник, слово-действие -  

Л.:

 - Назовите по одному слову-действию про каждого зверя.

Лиса – крадётся, раскапывает, мышкует.

Белка – шелушит, сушит, прячется.

Волк – воет, рыщет, охотится.

Заяц - скачет, петляет, спасается.

14. Окончание.

 - Ребята, Шарик с вами прогулялся, узнал много интересного. И мы нагулялись. Шарик даёт нам на память изображения животных, чтоб вы попробовали сделать такие же.

Дети становятся «паровозиком» и «уезжают».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весенняя прогулка»

Учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями весны. Обратить внимание на красоту весенней погоды.Привлекать детей к трудовой деятельности, приучать соблюд...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».

Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....

Конспект организации прогулки в 1 младшей группе «Звёздочки». Тема прогулки: «Улыбнёмся солнышку».

Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-след...

Конспект организации прогулки в первой младшей группе Тема прогулки: «Улыбнёмся солнышку»

Цель: 1.  Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать.2. Учить устанавливать пр...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...