Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шацкая Маргарита Андреевна

В материале отражается использование технологии "Биоэнергопластика" в работе учителя-логопеда, а также традиционные и нетрадиционные методы, которые положительно влияют на психическое и физическое здоровье дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда

учитель -логопед Шацкая М.А.

На современном этапе идет увеличение количества детей с речевой патологией и это является важнейшей проблемой дошкольного детства. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Упражнения по биоэнергопластике:

1. Огород.

Мы лопатки свои взяли (артикуляционное упражнение: «Лопаточка» - удерживаем + выставляем руки ладонями вверх),

Быстро грядки раскопали («Лопаточка» + движения руками, имитирующие копание).

А потом мы грабли взяли (упражнение: «Маляр» + показали руки – «грабли» (согнув и растопырив пальцы)),

Свои грядки разровняли («Маляр» + загребаем «граблями» – руками).

Мы сажаем семена (Упражнение «Качели» + делаем щепотку из трёх пальцев – имитируем посадку семян),

Получим урожай сполна («Пузырик» - надуваем щеки + разводим руки в стороны).

2. Осень.

Ходим – бродим мы одни – осень – рядом. где – то («Качели» + указательным и средним пальчиками имитируем ходьбу по столу).

Жёлтый листик на воде – где ты, наше лето? («Лопатка» + руки ладонями вниз – делаем плавные движения),

В руки листик мы берём – вдруг – самый он последний? (Закусив кончик языка зубами – удерживаем его + тремя пальчиками, как – бы, берём листочек и делаем движения кистями рук – из стороны в сторону),

Принимаем осень в круг, здравствуй день осенний (высунув язык изо рта – делаем круговые движения + круговые движения кистями рук).

3. Урожай.

Радостно как, в огороде («Лягушка» - широкая улыбка + указательными пальчиками рук – показываем «улыбку» - (͜),

Поработать тёплым днём («Ленивый язычок» + сжимаем – разжимаем кулаки).

Яркий луч по грядкам ходит, чудно пахнет чернозём («Змейка» язычком + указательным и средним пальцами – имитируем ходьбу по столу).

Выросло всё и созрело («Катушечка» + поочерёдным движением пальцев рук (сверху – вниз) – имитируем рост растений),

Богатый будет урожай («Орешек» + разводим руки в стороны).

Для всех для нас – найдётся дело – собираем урожай («Качели» + имитируем руками срывание плодов с дерева).

4. Птицы.

Наши птички голодали (кусаем кончик языка и, одновременно, открываем – закрываем щепоть руки).

И повсюду корм искали («Часики + прямые ладони (от себя) – качаем ими из стороны в сторону – как маятником).

Вот так, вот так – и повсюду корм искали.

Зимовали, кочевали, всё летали, проверяли («Маляр + машем руками, как крыльями).

Вот так, вот так – с деревьев ягоды срывали (Улыбка – слоник + имитируем срывание ягод).

В чаще дерево долбили – насекомых находили («Дятел: д-д-д..+ кулачок о кулачок).

Вот так, вот так: насекомых находили.

Рядом с нами проживали («Орешек» + одна ладонь у груди, другая рука вперёд).

Дружно крошки доедали («Вкусное варенье» + щепоть, как клюв птиц – стучит по кормушке).

Вот так, вот так – дружно крошки доедали.

5. Ветры.

Высокие вершины, ветры еще спят («Грибочек» + поднимаем руки верх),

Только у деревьев листья шелестят («шипим» - шшш + раскрытыми ладонями делаем плавные движения),

Шепчутся тихонько, говоря друг с другом («Лягушка» - «Слоник» + щепотки рук соприкасаются друг с другом кончиками пальцев).

Льётся дождик звонкий, по веткам упругим («Орешек» + перебирая пальчиками рук – имитируем падение капель дождя).

6. Зима.

Весёлый хоровод ведут, белые снежинки («Лошадка» + на руках пальчики – вместе – врозь),

Вьюга по полям летит, широкою тропинкой («Часики» + ладонями делаем плавные движения из стороны в сторону),

Вышла из – за туч луна, круглая горбушка («Гармошка» + показываем указательным и средним пальцами рук - круг).

Высоко висит она, яркою игрушкой («Чашечка» + поднять руки вверх).

7. Шмель.

Славный я мохнатый шмель, пробудился я в апрель («Иголочка» + машем руками, имитируя движения крыльями),

Звонкими ручьями, яркими лучами (говорим «Динь – динь» + сжимаем – разжимаем кулачки – растопыривая пальцы рук, имитируя лучи солнца).

И летаю и жужжу, над лесочком я кружу («Часики» + машем ладонями – вверх – вниз),

Красный подберу цветок, выпью я душистый сок («Улыбка – слоник» + тремя пальчиками (щепоткой) обеих рук – «берём» цветок и подносим поочерёдно к губам).

 

Приложение.

Артикуляционная гимнастика.

«Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, 15 секунд.

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху (кончик и боковые края языка загнуть), 15 сек.

«Иголка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать его узким, 15 сек.

«Трубочка» -высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть, подуть в получившуюся трубочку, выполнять медленно 10-15 раз.

«Грибок» - раскрыть рот, присосать язык к небу, при этом сильно оттянуть нижнюю челюсть, 15 сек.

«Гармошка» - то же самое, но нижнюю челюсть то поднимать, то опускать, 10-15 раз.

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком медленно и сильно, тянуть подъязычную складку, 10-15 раз.

«Часики» - высунуть узкий язык и тянуть его попеременно - то в правую сторону, то в левую в медленном темпе, 15-20 раз.

«Качели» - язык поднимаем за верхние и нижние зубы - попеременно - то к носу, то к подбородку, рот открыт, 10-15 раз.

«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в рот, 15 раз.

«Змейка» - рот широко открыть, язык максимально высунуть, и напрячь, сделать его узким; выдвигать вперед и убирать в рот, медленно 10 раз.

«Катушечка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, широкий язык выкатывать вперед и убирать в рот, 15 раз.

«Ленивый язычок» - улыбаемся, показываем широкий кончик языка, не напрягая язык слегка покусаем его кончик, чтобы не ленился (можно от кончика языка к корню и обратно), 10 раз.

«Маляр» - улыбаемся, широко открываем рот, плавно двигаем кончиком языка вперед - назад, ласково гладя нёбо, 10-15 раз.

«Орешек» - сделать «уколы» кончиком языка в щеку, то в правую, то в левую сильно, медленно; рот при этом закрыт, 15-20 раз.

 

Литература.

  1. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н. Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. М. – Творческий Центр «Сфера», 2009. – 128 с.
  2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – С. – П.: Детство – Пресс, 2014, 96 с.
  3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Пожиленко Е. А. - C.- П. Каро, 2006 – 92 с.
  4. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
  5. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
  6. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.
  7. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.-136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...

Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"

Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда»         Подготовила  учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...

Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!...

Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук - это называется биоэнергопластика....

Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Термин «биоэнергопластика» означает: «биоэнергия» - это та энергия, которая находится внутри человека и «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, ру...

Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"

Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....

Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»

Семинар-практикумТема: «Использование   биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми  имеющими тяжелые нарушения речи»...