Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков Р и Л"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Синичук Анна Николаевна

Конспект на тему закрепления произношения звуков "Р"и "Л" в слогах, словах и предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект362.55 КБ
Файл приложение1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков р, л»

Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»

Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

 

Задачи:

 Коррекционно- образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

- формировать навыки согласования числительного с существительным;

 

Коррекционно- развивающие

-развивать целостное восприятие, память, внимание;

- развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

-обогащение и расширение словарного запаса;

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать плавный продолжительный выдох.

Коррекционно- воспитательные:

  -воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

 

Оборудование: игрушка пчела Кларакартинки с изображением цветов (орхидея, астра, лотос, лилия, сирень, георгин, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух, фиалка); разрезная картинка с изображением Клары; игрушки для задания «Где спрятался звук».

 

                                Ход занятия

1. Организационный момент.

 

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Все жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла

А зовут её?..... (пчела).

- Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед.

Она прилетела помогать тебе, учится правильно произносить звук [Р], [Л] и отличать их друг от друга, но для того, чтобы правильно произносить звуки [Р], [Л] давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.

[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит).

C:\Users\1\Downloads\img7.jpg

[Л] – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит, а пляшет.

  2. Артикуляционная гимнастика.

 

-А теперь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Чистим зубки»

Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

«Чашка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

«Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

«Пароход гудит»

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет.

Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».


«Лошадка»

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Грибок»

Гриб-грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

«Маляр»

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил

чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

«Дятел»

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

«Парус»

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

«Заведи мотор»

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

3. Дыхательная гимнастика.

Наша пчелка Клара позвала своих друзей, давай поиграем с ними. Подуй на них, они полетают.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе.

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»

Вдох-выдох (ребёнок дует на бабочек).

4. Автоматизация звука [Р], [Л] в слогах.

- Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ра-ла ала-ара-ала ал – ар - ал

лу-ру-лу улу-уру-улу ул – ур - ул

лы-ры-лы ылы-ыры-ылы ыл – ыр - ыл

ло-ро-ло оло-оро-оло ол – ор - ол

 

5. Автоматизация звука [Р], [Л] в словах.

   Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму. Не забывай четко и правильно произносить звук [Р], [Л].

Ла-ра-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-ру-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-ры-лы, испугались мы…(пчелы).

Ло- ро- ло, убежали … (далеко).

Ро-ло-ро – у орла огромное … (крыло).

Ры-лы-ры – шары всегда … (круглы).

Ар-ал-ар – папа прочитал … (журнал).

Ар-ал-ар – завтра праздник … (карнавал).

6.Пальчиковая гимнастика

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

C:\Users\1\Desktop\Screenshot_20191124_205223.jpg

7. Формирование навыка звукового анализа.

 - Как много цветов растет на лужайке. Клара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Р] [Л].

(орхидея, астра, лотос, лилия, сирень, георгин, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух, фиалка);

8. Физминутка.

  - Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчёлкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро хлопни, улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.Умница! 

9. Игра «Где спрятался звук».

 Клара принесла с собой мешок. Тут много игрушек, в названии которых, спрятался звук [Р] [Л]. Нам нужно выбрать игрушки в которых есть звук [Р], [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

 10. Развитие мелкой моторики.

 Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Клары. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

- Молодец! Клара очень довольна.

 

11. Автоматизация звука [Р], [Л] в предложениях.

 - Клара решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки, и где нужно вставь пропущенные слоги РА-ЛА, РУ-ЛУ, РЫ-ЛЫ, РО-ЛО.

Салат ел Варю.

Салазки везут Рому.

Пол упал на стул.

Лопатка взяла Влада.

Ладони вымыли Клару.

Кукла купила Марго.

РО-ЛО

У камина стоит т….н (ро)

На него сел с…н (ло)

РЫ-ЛЫ

Кусают больно кома…(ры)

Хоть и очень они мА… (лы)

РА-ЛА

В сказке фея жи…(ла)

Она была доб…(ра)

РУ-ЛУ

Искрится …чей (ру)

От солнечных … чей (лу)

12. Итог занятия.

 - Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою цветочную лужайку. Какой звук мы учились правильно произносить? Какая игра тебе понравилась больше всего?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет

индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят".  Тема недели "Домашние животные"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»

Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1.      Развитие правильной чёткой воздушной струи д...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".

Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"....