Доклад из опыта работы
опыты и эксперименты по логопедии

Плотникова Анастасия Геннадиевна

«Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы по теме:

 «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Графические навыки.

Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относятся к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические навыки связаны непосредственно с учебной деятельностью.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Поэтому проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в дошкольном возрасте специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки.

Письмо.

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические действия.

На первом этапе обучения в школе во время письма дети чаще всего испытывают различные затруднения: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий.

Проблемы в обучении.

Правильно организованная работа по развитию графических навыков с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, направлена на работу по формированию тонких движений кисти рук и профилактике дисграфии. Чем раньше ее начать, тем более эффективной она будет, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются. К шести годам зрительное знакомство дошкольника с буквой уже состоялось. Следующий шаг – постараться ее написать. А это не всегда оказывается легко и просто. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным… Буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. А некоторые дети затрудняются определить, с какой стороны – слева или справа – нужно начинать писать. Записывая букву по памяти, ребенок может добавить ей лишний элемент или не дописать ее.

Развитие мелкой моторики.

Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку старшего дошкольного возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными процессами нервного возбуждения и торможения. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Перечисленные на слайде упражнения для развития мелкой моторики рук используемые нами в работе учитывают эти особенности, повышают интерес детей к занятиям в целом, дают возможность не испытывать усталость,  стимулируют центральную нервную систему, способствуя её развитию.

Развитие координации движений и пространственных представлений.

При коррекционной работе с детьми с ОНР необходимо учитывать особенности их двигательной сферы: нарушение координации, неточность двигательных актов, несогласованности работы рук, скованность движений, недостатки плавности, ритмичности, трудности смены темпа движений.

Используемые нами упражнения, направленные на развитие тонкой моторики и координации движений руки, помогают выработать начальные графические навыки, учат ориентироваться на листе бумаги и готовят руку к письму. А упражнения на восстановление букв, дописывание недостающих элементов, сравнение и выбор буквы способствуют предупреждению нарушений устной и письменной речи.

Подготовленные нами материалы помогают развивать у детей компоненты графо-моторной деятельности, такие как зрительное внимание и память, зрительно-пространственные отношения, функции контроля, формируют способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах. Ребенок учится точно выполнять задания в соответствии с инструкцией.

Гигиенические требования.

При проведении занятий мы соблюдаем ряд требований предъявляемых СанПин.

Занятия проводим в первой половине дня. На первых этапах работы используем мягкие цветные карандаши, а для письма - простой карандаш, т.к. легко можно исправить неточность с помощь ластика. Ручку использовать не рекомендуем.

 Столы и стулья соответствуют росту детей. И расположены так, чтобы свет падал с левой стороны для правшей и с правой – для левшей. Постановка руки и удержание карандаша для леворуких детей зеркальна праворуким. На столе не должно быть лишних предметов (например, игрушек), чтобы ребенок не отвлекался во время выполнения упражнений.

Следим за тем, чтобы дошкольник сидел ровно, не наклоняя голову слишком низко, 2/3 его руки (до локтя) должны находиться на столе. Если ребенок раскрашивает что-либо, можно поворачивать тетрадь, как ему удобно. Но если это графическое упражнение – письмо букв, слов, - тетрадь должна лежать под небольшим наклоном.  

Кроме того, необходимо, чтобы расстояние между столом и ребенком было незначительное, примерно с кулак, а спина плотно прислонялась к стулу.

Время занятий не должно превышать 20-25 минут. Из них 15 минут отводится на выполнение графических упражнений, 5 -10 минут на физминутки, пальчиковые игры и гимнастику.

Система работы включает 6 разделов.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия проводятся в тетрадях с крупной клеткой для старших дошкольников и обычной – для детей подготовительной к школе группы. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Мы знакомим детей с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учим выполнять задания в ограниченном пространстве – клетке; закрепляем умение измерять условной меркой – клеткой; сравнивать объекты по величине и форме; чертить прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводить контур изображения; рисовать по клеткам; раскрашивать. Дети учатся анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливают их сходство или различия, уточняют знания о простых геометрических фигурах, учатся аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

Примерный план занятия.

На слайде представлен примерный план занятия по развитию графических навыков.

Задания должны быть расположены по степени возрастания сложности, поэтому следует заниматься с ребенком последовательно, не пропуская упражнений. Поставленные задачи могут решаться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях логопеда. Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.

При выполнении упражнения  ребёнку обязательно потребуется помощь взрослого, который должен будет объяснить задание и проверить правильность его выполнения. Результат работы будет наиболее высоким, если логопед  вместе с ребёнком внимательно изучит плоды его труда. При разборе заданий не следует искать только ошибочные выполнения. Напротив, лучше всего найти наиболее удавшиеся образцы выполнения и подробно их проанализировать. Нужно понимать, что ребенок еще не может выполнять все предъявляемые ему требования идеально. Пока это только обучение. Не забудьте похвалить малыша за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"

    Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является  одним из фактором оценки речевой го...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....