Координация работы учителя-логопеда и музыкального руководителя
консультация по логопедии

Кострюкова Инна Алексеевна

Координация работы учителя-логопеда и музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_spetsialistam.docx43.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности детей с общим недоразвитием речи

          Нарушения речи – это отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие.  

  К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

        Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

- общее недоразвитие речи (ОНР 1 - 3-го уровня), которое объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой cистемы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

      Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Иногда у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

     Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в обучении.

        Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, неуважительное отношение со стороны взрослого и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

       Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящен ряд работ Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной и других. Согласно их исследованиям, дефекты развития речи - это общее понятие, включающее практически все отклонения в речевом развитии. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты речи и психики в целом.

      По мнению Р.Е. Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда связано с личностью и психикой конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Проблеме становления личности детей с дефектами речи уделяли внимание многие психологи и логопеды. Общая черта личности детей с нарушениями речи, по их мнению, заключается в том, что речевой дефект создает измененное положение у всех детей независимо от вида и степени дефекта: они более «другие» и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь. Отклонения в развитии вызывают, прежде всего, нарушения в области коммуникации, речевого общения.

     Как известно, под речевым общением понимается такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они с помощью языковых средств организуют совместную деятельность. Языковые и коммуникативные способности, в свою очередь, рассматриваются как высшие психические функции, которые находят свое выражение в языковой и коммуникативной компетентности. При низком уровне языковой способности ребенка с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточность коммуникативной способности, что, в свою очередь, усложняет процесс учебной коммуникации, речевого взаимодействия в процессе совместной игровой, учебной, трудовой деятельности. Дети с дефектами речи всегда в какой-то форме чувствуют свое невыгодное положение, вытекающее из дефекта, что, в свою очередь, может проявиться в чувстве неполноценности.

       Отношение общества к таким детям и, главным образом, отношение ближайшего окружения имеют существенное значение. Дефект накладывает отпечаток на взаимодействие ребенка с нарушенным развитием и его социальное окружение. Применение специальных форм психологической помощи, наряду с коррекционной логопедической работой, направленной на исправление речевых дефектов, значительно сглаживает проявления вторичных нарушений и способствует полноценному развитию личности ребенка.

      У детей с ОНР наряду с дефектами звукопроизношения отмечаются нарушения просодических компонентов речи: нарушение речевого дыхания, голоса, темпа и ритма. Нарушения дыхания у детей с нарушениями речи обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

        Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.

        Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков нарушений речи. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность — рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

        Нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения, которые проявляются в следующем:

-        в отсутствии или трудностях дифференциации интонационных различий на практическом, неосознанном уровне (у 53,3 и 40% детей соответственно);

-        в недостаточной их сформированности на практическом уровне (13%);

-        в замене вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса (33%);

-        в изменении силы голоса при попытке воспроизвести вопросительную интонацию (13%);

-        в переносе логического ударения на другое слово в предложении (3%);

-        в попытке необоснованного    и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы (1%);

-        в воспроизведении всех предложений только с одной интонацией (вопросительной).

       При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается более нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.

        Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при ОНР являются фонетические нарушения: недостатки звукопроизносительной стороны речи, выраженные в искажениях, в смешениях, в заменах и пропусках звуков, а нарушения просодики ухудшают разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.  При общем недоразвитии речи наряду с дефектами звукопроизношения, отмечаются нарушения интонационной выразительной речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.  

Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи

        Музыкальное воспитание дошкольников направлено на развитие их слухового восприятия, привлечение интереса к слушанию песен, музыкальных пьес, формирование первоначальных певческих умений, проявлений ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.

        Во время проведения музыкальных занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

        Особенности музыкального обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.

         В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия (определение источника звука, направления звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом в игровой форме. При отборе песенного материала следует учитывать динамику возрастания речевых навыков детей.

         Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, педагоги постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, помогающих инсценировке некоторых специально подобранных детских песен. Здесь очень важно обеспечить преемственность работы воспитателя, логопеда и музыкального руководителя. Развивая музыкально - ритмические движения, педагог постепенно воспитывает у детей ощущение формы музыкального произведения, его начала и окончания, а затем навыки восприятия смены контрастных частей.

         Виды музыкальной деятельности в логопедических группах традиционные – это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально- ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество.

         Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других её видов, т.е. является ведущим. Ребёнок не выучит песню, если он её ни разу не послушает, не поймёт содержание, не запомнит мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

         У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нём, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению. Это будет способствовать и увеличению интереса детей к музыкальному произведению.

        Игра на музыкальных инструментах является одним из ведущих видов деятельности, в работе с детьми с нарушением речи. Этот вид музыкальной деятельности решает следующие коррекционные задачи:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие координации движений при игре на бубне, барабане, металлофоне, маракасах и др.

3. Развитие мелкой моторики рук (при игре на дудочке, пианино и др.)

4. Развитие дыхания (на духовых инструментах)

5. Развитие фонематического слуха (муз. дидактические игры «Угадай, на чем играю?», «Сыграй как я», «Музыкальное лото»)

6. Развитие координации пения с движением пальцев рук. (ребёнок поёт и играет на неозвученном пианино в самостоятельной деятельности)

7. Развитие музыкально-ритмического чувства.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

         Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправлять ряд речевых проблем: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, - а пение на слоги («ля-ля», «ту-ру-ру») способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

          Требования к подбору песен для детей с нарушением речи:

1. Доступное содержание.

2. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.

3. Несложная мелодия с повторами и без скачков.

4. Нисходящая мелодия песен

5. Фразы не очень длинные. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и произношение.

6.  Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.

7.  Аккомпанемент, поддерживающий мелодию.

8.  Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания.

9.  Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.

         Для активизации запоминания песни можно использовать иллюстрации, картинки, инсценировать песню, или включить соответствующие движения.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию. При этом надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, не «разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

       Музыкально-ритмические движения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

   Дети с речевыми  нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже о их разновидностях. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

       В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:

1. На освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки)

2. Общеразвивающие ритмические упражнения.

3. Для повышения качества выполнения движений, которые помогают придавать им пружинный, плавный характер.

4. На развитие ориентировки в пространстве.

5. В танцевальных и плясовых движениях.

6. На развитие мышечного чувства, мышечного тонуса.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

        Музыкальные игры имеют большое значение в развитии речи детей с ОНР. С их помощью можно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. Игры способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитывают волевые и нравственные черты характера, развивают координацию движений, быстроту реакции, ловкость.

        Виды музыкальных игр:

1.Сюжетные инструментальные. Отличаются ярким музыкально-игровым образом. Для детей с речевыми нарушениями такие игры трудны, но именно они могут оказать большое воспитательное воздействие

2.Несюжетные инструментальные игры обычно включают элементы соревнований, с их помощью решаются двигательные задачи – ритмические и творческие.

3. Игры с пением

4. Игры со словом.

Роль учителя-логопеда и музыкального руководителя в рамках комплексного сопровождения детей с нарушением речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

 

        Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии. Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

    Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- информационно-консультативное.

Осуществляя взаимодействие следует:

-     Учитывать структуру речевого нарушения;

- Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:

  Принципы построения совместной коррекционно-развивающей деятельности следующие:

- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

- Принцип всестороннего воздействия.

- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

- Принцип наглядности.

- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это — оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

   При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

-укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

-формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

-коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

-развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

-совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

-обучение умению связно выражать свои мысли;

-обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

-развитие психологической базы речи;

-совершенствование мелкой моторики;

-участие учителя-логопеда в режимных моментах.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений;-зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики;

фонематического слуха.

    Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами:

-Планирование взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.

-Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

-Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

-Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

-Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

-Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

     На интегрированных занятиях широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм.  Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:

   Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.

Таким образом, введение стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно- образовательной процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.

С введением ФГТ уже сегодня формируются предпосылки для того, чтобы изменить ситуацию в нашем дошкольном образовании в лучшую сторону, когда во главу угла будет поставлена не обученность детей формальным знаниям, умениям и навыкам, а общее развитие ребенка.

6.        Формы организации музыкальных занятий с детьми с нарушением речи в условиях ДОУ.

    В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми,  неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в  коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

Чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

Музыкальные занятия являются   огромным потенциалом для преодоления проблем. Базируясь на таких видах деятельности ребенка как восприятие, исполнительство и творчество, эти занятия включают не только традиционные виды музыкальной деятельности, но и ряд нестандартных, занимательных упражнений и заданий, направленных на целостное развитие детской личности.

Возрастает необходимость комплексного сопровождения детей специалистами ДОУ и в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями (приказ № 655 от 23.11.2009г.).

Анализ педагогической и методической литературы, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений, обобщение собственного опыта привели к выводу о необходимости разработки перспективного планирования по музыкальному развитию детей на основе программы «Детство» с использованием логоритмических упражнений. Составленные мною комплексные музыкальные занятия с элементами логоритмики позволяют решать художественно-эстетические, развивающие и оздоровительные задачи,  дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект.

    Цель работы - развитие музыкальных, творческих и речевых способностей дошкольников посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем. С учетом цели были поставлены следующие задачи:

- обеспечение комплексного сопровождения детей на основе принципа интеграции образовательных областей;

- учет принципа комплексно-тематического планирования при подготовке музыкальных занятий;

- использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ общеразвивающего вида.

Ожидаемые нами результаты практической реализации:

1. Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки.

2.Улучшение результативности в музыкальном и речевом развитии.

3. Организация комплексного сопровождения образовательного процесса.

4. Повышение мотивации педагогов для совершенствования музыкально-развивающей среды групп, использование музыкального материала в совместной деятельности с детьми, организации режимных моментов.

Проводимые занятия воспитывают  эстетические, нравственные, и этические чувства, направлены на развитие творческих способностей, развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов.

   Мною разработан перспективный план с учетом комплексно-тематического планирования. Переработан музыкальный репертуар, подобраны упражнения с элементами логоритмики, которые органично встроены в комплекс  занятия. Итоговые комплексные музыкальные занятия и развлечения  строятся по сказочным сюжетам, с опорой на лексические темы из тематического планирования по возрастным группам.

При помощи речевых игр, фонопедических упражнений, самомассажа дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Пальчиковая гимнастика помогает им расслабиться, отдохнуть. Перед распевкой или пением песен естественно включение чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда.

Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движений. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональностью, настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает их незаменимым компонентом занятий. Включение  логоритмических  упражнений помогает легче усваивать программное содержание занятий. Идет развитие просодических компонентов речи, совершенствуется пространственная ориентировка, координации движений.   У всех детей укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей. По результатам промежуточного мониторинга прослеживается стабильная положительная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром. Дети и педагоги с огромным желанием ждут занятий в музыкальном зале, с радостью участвуют в праздниках и концертах.  Для детей это игра — а значит хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Стимулируется игровая, коммуникативная и речевая активность дошкольников, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей. Педагоги понимают и осознают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Активно используют материал музыкальных занятий в образовательной и совместной деятельности с детьми, совершенствуют музыкальную предметно-развивающую среду группы.

Рассмотрим некоторые формы организации музыкальных занятий с детьми с нарушением речи.

Музыкально-коррекционные занятия.

Как же музыкальные занятия способствуют развитию речи детей с ОНР? Прежде всег это:

1.Развитие чувства ритма (прохлопывание, протопывание ритмического рисунка).

2.Развитие речевого и слухового внимания.

3.Развитие дыхания – дифференциального, диафрагмального.

4.Развитие пространственной ориентировки и ориентировки в своем теле.

5.Развитие статической и динамической координации движений

  - пантомимика

 - подвижные игры с музыкальным сопровождением.

 - ходьба под музыку.

6. Развитие силы и тембра голоса.

7. Индивидуальная работа.  

     Музыкальное воспитание составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания детей. На музыкальных занятиях дети приобретают навыки слушания музыки, знакомятся с некоторыми элементами музыкальной выразительности. Программа детского сада рекомендует следующие формы музыкально-ритмического воспитания слушание музыки, пение, игры под пение и инструментальную музыку, пляски и гимнастические упражнения. Все эти формы приемлемы для детей – логопатов. Но, принимая требования программы по музыкальному воспитанию в детском саду, мы должны учесть, что музыка в работе с детьми-логопатами имеет не только воспитательную, но и корригирующую направленность. У детей-логопатов часто наблюдаются различные отклонения от нормы. У детей с дизартрией имеет место нарушение темпа и чувства ритма, иногда дети маскируют свой дефект и говорят очень громко, а другие – наоборот, слишком тихо. Исходя из особенностей музыкально-ритмического развития детей-логопатов, выбирают формы музыкально-ритмических занятий. При подборе материала прежде всего необходимо учитывать корректирующее значение выбранных видов работы, правильно учитывать доступность этого материала. Подбор материала на каждое музыкальное занятие должен согласовываться с этапами логопедической работы. Так, если в начале года логопед работает под воспитанием правильного речевого дыхания, то и музыкант выбирает песни, способствующие этой цели. Слушание музыки помогает детям-логопатам воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других. Дети  учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Все соответствующие упражнения проводятся в первом периоде обучения, они помогают логопеду в работе над развитием фонематического слуха у детей.

    В дальнейшем слушание музыки помогает воспитывать чувство музыкального ритма, темпа. Дети учатся отличать по этим признакам контрастные произведения, а затем и контрастные части одного и того же произведения. Чтобы дети хорошо чувствовали темп и ритм музыки, надо сопровождать слушание ее отстукиванием сильной доли счетом. После таких упражнений дети легко узнают по ритмическому рисунку сыгранное  им ранее произведение. Например: проигрывается два – три отличных по размеру и ритму произведения, потом музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок одного из них, а дети называют это произведение. Следующим этапом является воспроизведение ритмического рисунка хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане (все это  без сопровождения музыки). Вся эта работа, проводимая по воспитанию чувства ритма в музыке, помогает перенести эту способность в движение, а позднее и в речь. Серьезное корригирующее значение для детей-логопатов имеет пение. На первых этапах работы ему уделяется большое место на занятиях, т.к. оно способствует воспитанию правильного речевого дыхания, которое бывает обычно нарушенным. Практика показывает, что вначале следует петь гласные звуки, т.к. их артикуляция не вызывает особых затруднений. От пения изолированных гласных переходят к пению цепочек гласных звуков, которые постепенно удлиняются от 2 до 4 звуков. Затем важно перейти к пению слогов, в которые входят согласные, не вызывающие затруднения у детей. После такой небольшой подготовки можно приступать к разучиванию песен. Выбор песен дифференцируется в  зависимости от речевого нарушения. С этой целью уместно брать сначала песни с более короткой музыкальной фразой, т.к. у них еще короток речевой выдох. После каждой музыкальной фразы ребенок должен закрыть рот, и тогда последует физиологический вдох. Важно требовать пение фразы на одном выдохе. Впоследствии это требование переносится на песни с более длинной музыкальной фразой, а далее музыкальная фраза становиться еще длиннее. Для детей с полиморфными  нарушениями речи подбираются песни не только с учетом длины музыкальной фразы, но и степени сложности словаря. Все эти песни должны отвечать еще одному непременному требованию – быть интересными и эмоциональными, чтобы даже замкнутых детей заставить петь.

     Постепенно обогащается фонетический и словарный запас детей, расширяется по сложности и их песенный репертуар. Поскольку овладение фонетической и словарной стороной речи идет не у всех детей равномерно, то и словарный состав песен должен быть разнообразным. Работать надо песнями можно и индивидуально, чтобы каждый ребенок сам слышал свое произношение. Если впервые месяцы при исполнении песен уделяется внимание выработке у детей правильного речевого дыхания у детей и  артикуляции, то в последующие месяцы внимание переключается на ритм песен. Чтобы дети легче усвоили ритм песни, следует использовать драматизацию.  Благодаря этому приему дети легче усваивают не только ритм, но и содержание песни. Каждое движение должно соответствовать акценту в музыке и ударению в словах. По мере того, как логопед переходит от работы над ритмом речи к работе над логическим ударением, плавностью и интонационной  выразительностью фраз и работы над песней ведется в этом же плане. На этом этапе важно подбирать разные по настроению выразительные песни. Ладовая окраска песен поможет ребенку выбрать правильную интонацию. Важно обратить внимание на способность к модуляции голоса. Встречаются дизартрики, которые произвольно не умеют регулировать высоту и силу своего голоса. Способность модуляции голоса развиваются при разучивании ролевых песен к различным инсценировкам. Все эти виды работ над речевым дыханием, над чувством ритма и выразительностью, над модуляцией голоса подготавливают почву для непосредственной работы над речью. После проведения подготовительной работы музыка с речью соединяются, так как соединение автоматизированной речи с музыкой наиболее просто. Пример такого соединения – счет под музыку, потом можно перейти к полуавтоматизированной речи – считалки под музыку, далее – к ритмизированной речи – стихам. Можно сопровождать чтение стихов музыкой.

     Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Чтобы движение облегчило речь, оно должно быть ненапряженным, свободным, четким в ритмическом и темповом отношении. Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы, игры. Разучивание элементов танца надо сопровождать счетом. А еще полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше почувствовать ритм и  запомнить последовательность движений. Если на первых этапах в сочетаниях движений с речью работают над ритмическим ударением стиха, которому соответствуют и все движения, то на более поздних этапах целесообразно перейти к работе над логическим ударением, т.е. начать выделять речевые такты, и движения будут сочетаться с интонационным, логическим ударением. Завершающими являются упражнения, в которых присутствуют и музыка, и движения, и речь. С этой целью можно разучивать с детьми различные музыкальные игры-инсценировки.

     Музыку и движения надо по возможности включать во все инсценируемые детьми сказки: это очень оживляет их. Последовательность музыкально-ритмических занятий, так же как и занятий по развитию движений, зависит от этапов логопедической работы с детьми.

   Для детей с полиморфными нарушениями речи на первом этапе в основном проводятся упражнения, цель которых – выявление двигательных и музыкальных возможностей этих детей. В это же время начинается работа по организации детского коллектива. Возможной задачей всех упражнений и игр является так же стимуляция речевой активности. Очень важно в этот период выбирать эмоциональные и более подвижные игры, игры с элементами соревнования. Большое место уделяется общеразвивающим упражнениям, регулирующим мышечный тонус. В это время необходимо начинать работу по воспитанию различных видов внимания и памяти. Проводятся упражнения на сочетание характера музыки с движениями, имеющие цель – развить координацию движений.

     На втором этапе одна из основных целей игр и упражнений – накопление активного словаря. Поэтому в упражнения следует вводить различные предметы, отличающиеся по величине, форме, цвету. Здесь же ведется работа над основными движениями, которые способствуют воспитанию правильной ориентировки в пространстве, проводятся упражнения на равновесие.

    Так же проводятся упражнения по сочетанию музыки с движениями, цель которых – работа над ритмом и темпом движений.

   На третьем этапе с целью тренировки памяти детей в запоминании порядка слов в предложении проводятся упражнения, в которых простые элементы соединены в сложный комплекс движений, порядок которых дети должны запомнить. Сюда же относятся игры, условия которых представляют сложную инструкцию. На этом этапе преобладают упражнения в координации движений с речью.

     На четвертом этапе, когда ребенок продолжает совершенствовать фразовую речь следует уделить особое внимание играм на анализ слов в предложении, на запоминание их порядка в предложении. Проводятся упражнения по координации движений с речью, способствующие воспитанию слитности и выразительности фраз. Разучиваются различные инсценировки и игры.  В зависимости от  этих этапов меняется не только содержание игр, но и используются одни и те же игры.

 

               Координационный план проведения занятий

Педагогические задачи

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр бибабо.

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности

в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Воспитание акустико-

артикуляционного

образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение сист...

Взаимодействие в коррекционной работе учителя- логопеда и музыкального руководителя

Речь-это великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возр...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...

Консультация для музыкального руководителя: «Преемственность в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...